Трактор Т-150. Обзор, характеристики, особенности применения и эксплуатации
Трактор Т-150 — это модель, выпускаемая Харьковским тракторным заводом с 1974 года. Модификации и более совершенные версии флагмана производятся заводом по настоящее время. Модель трактора Т-150 является востребованной, популярной среди владельцев фермерских хозяйств, применяется на промышленных предприятиях и строительных площадках.
Прототипом Т-150 стал трактор Т74. В отличие от предшественника более новая, совершенная модель обладает:
- более высокой мощностью двигателя;
- большей эксплуатационной массой;
- передним центром тяжести;
- другим типом КПП;
- двумя ведущими гусеницами (на базовой модели);
- наличием рулевого колеса;
- удельным давлением на почву — понижено в 2 раза;
- уменьшенным расходом топлива;
- тяговым усилием, увеличенным на 30%;
- жестким каркасом безопасности кабины (с 2013 года все тракторы Т-150 от ХТЗ комплектуются защитным каркасом).
Флагман Т-150 имеет ряд недостатков, которые компенсируются его функциональным назначением. К наиболее заметным минусам относится низкая скорость движения в сравнении с колесной моделью, а также запрет на проезд по асфальтированным дорогам общего пользования.
Назначение трактора
- перевозка грузов с помощью прицепов;
- функция тягача;
- вспашка почвы;
- сбор урожая;
- культивация;
- боронование;
- асфальтоукладочные работы;
- лесозаготовительное производство;
- освоение целины при использовании необходимых навесных орудий (плуг, фреза);
- кошение травы;
- заготовка сена, сбор сена.
Модельный ряд и модификации
Завод производит выпуск нескольких моделей, созданных на базе 150-го трактора:
- Т-150 — гусеничный — модель-флагман, основа модификаций;
- Т-150к — колесный;
- Т-154 — с буксировочным крюком, удлиненной рамой, без грузового кузова;
- Т-156 — с ковшом, выполняет функции погрузчика;
- ТЛ-157 — трелевочная машина, используемая на лесозаготовительных производствах и частных коммунальных хозяйствах для работы с древесиной.
Т-156Т-157Т-150КТ-150
Версии 150 и 150к достаточно схожи между собой, имеют приближенные значения технических показателей и характеристик. Все модификации относятся к тяговому классу 3 тс. Аналоги моделей также выпускаются на ЯМЗ — Ярославском моторном заводе. Они оснащаются другими типами двигателей, но в целом похожи по функционалу на Т-150.
На базе машин, сконструированных и выпущенных ХТЗ, также был разработан одноосный тягач с возможностью работы на базе асфальтоукладочных катков и скреперов-самоходов. Производитель тягача — Рыбинский завод приборостроения.
Технические характеристики
Вес и габариты
- Размеры ДШВ: 5735 (без прицепных орудий)/2340/3165 мм.
- База — 2860 мм, клиренс 40 см.
- Радиус поворота — до 6, 5 м.
Двигатель
Тип двигателя на тракторе Т-150 — шестицилиндровый дизельный агрегат СМД60, четырехтактный с V-образным расположением цилиндров. Поддерживает функцию турбонаддува. Насос для подачи топлива двухплунжерный, с функцией распределения топлива.
Дизельный двигатель активируется с помощью бензинового двигателя (от электростартера).
КПП трактора Т-150
- Коробка переключения передач на тракторе Т-150 механическая.
- Переключение передач может производиться на ходу, с учетом нагрузки в каждом скоростном диапазоне.
- Количество передач переднего хода: 12, количество передач заднего хода: 4.
- Диапазон скоростей (задний ход) — от 5 до 9 км/час.
- Диапазон скоростей переднего хода — от 3 до 30 км/час.
Управление
Схема органов управления трактором Т-150 показана на фото далее. На приборной панели перед машинистом трактора располагаются такие датчики, как манометр, указатель давления масла, амперметр, датчик температуры охлаждающей жидкости.
Также там расположены рычаги: переключения передач, подачи топлива, стояночного тормоза, гидросистемы навесных орудий, ВОМ, привода переднего моста.
Непосредственно перед оператором располагается рулевое колесо, ниже педаль сцепления.
Трансмиссия и ходовая часть
Механическая трансмиссия. Переключение передач машинистом трактора допустимо без глушения двигателя и остановки машины в процессе работы. Менять скоростной диапазон на Т-150 значительно легче, чем на моделях тракторов более ранних поколений.
Доступно четыре режима движения:
- транспортный (максимальная скорость);
- медленный;
- рабочий;
- движение назад.
Устройство кабины
Кабина трактора Т-150 цельнометаллическая. С 2013 года все тракторы, сошедшие с конвейера ХТЗ, оснащаются защитным каркасом. Он повышает прочность конструкции и позволяет защитить оператора от аварийных ситуаций, например, от падений груза на крышу (при строительных работах).
Герметизация кабины хорошая, внутрь не попадает пыль. Конструкция обогревается, оснащена вентиляцией. Есть стеклоочистители и козырек, защищающий от лучей солнца при работе летом. Присутствует зеркало заднего вида. Дополнительная опция: обдув лобового стекла при запотевании.
Навесное оборудование
Для трактора Т150, как и для 150к рекомендуется навесное оборудование производства ХТЗ, а также оборудование других тракторных заводов (с учетом тягового класса техники).
Наиболее распространенные навесные устройства:
- отвал бульдозерный;
- лебёдка;
- тележки и прицепы самосвальные;
- рыхлитель почвы;
- ковши (прицепный погрузчики);
- корчеватели пней;
- бороны;
- сеялки;
- ворошилки;
- косилки;
- асфальтоукладочные агрегаты;
- промышленные фрезы-культиваторы;
- сваезабиватели;
- буры;
- установка-септик;
- скрейпер;
- грейдер;
- плуг навесной.
Сеялка пневматическая универсальная Vega 16 ProfiКаток зубчато-кольчатый КЗК-10 и КЗК-12,5
Дисковая борона 2-ряднаяПлуг отвальный навесной ПНВ-5.35 с предплужником
Плуг дисковый навесной ПД 3.3Глубокорыхлитель стреловидный ГРС-3.0
Особенности эксплуатации и обслуживания
Правила эксплуатации Т-150 и модификаций:
- пуск трактора производится только после проверки всех соединений, крепежей, находясь в кабине оператора, закрывайте двери;
- запрещено начинать движение при неисправной тормозной системе;
- сигнальная система и освещение в кабине всегда должны быть исправны;
- перед каждым стартом проверяйте показатели давления жидкости;
- контролируйте уровень топлива, масла;
- высота сиденья должна соответствовать росту оператора, чтобы был открыт доступ ко всем рычагам управления.
Универсальные нормы технического обслуживания
- регулярно контролируйте состояние машины, каждые 50, 100 и более рабочих часов выполняйте подтяжку базовых механизмов, крепежей и деталей;
- при работе с навесными устройствами следите за механизмом поднятия оборудования, крепите все навески на жесткую сцепку, чтобы избежать столкновения и поломки техники во время движения трактора;
- если трактор не эксплуатируется в течение целого сезона или более, проводится «консервация» машины перед постановкой на простой, детальная схема подготовки трактора к «зимовке» описана в руководстве по эксплуатации машины (основные задачи: слить топливо и отработку, изолировать трактор от сырости, влаги, расположить машину так, чтобы гусеничное полотно не касалось поверхности земли);
- недопустима течь масла, при выявлении течи или обнаружении масляных пятен на корпусе двигателя, вытрите пятна и найдите источник протекания.
Основные неисправности и ремонт
Часто встречающиеся неисправности — как их устранить? Данные приведены в таблице далее.
Неисправность | Решение проблемы |
1. Перегрев масла в КПП | Причина: грязное масло, малый уровень масла. Решение: замена топлива, доливка |
2. Сложно переключаются передачи | Причина: замасливание диска тормозка, неполное выключение муфты. Решение: регулировка муфты, прочистка диска. |
3. Заедают шестерни КПП | Причина: засор фильтра, отключение насоса смазочной системы. Решение: прочистка, замена изношенных деталей. |
4. Течь масла | Причина: повреждение прокладок, превышение уровня масла. Решение: замена прокладок, отлив масла. |
Отзывы владельцев
Игорь, Смела:
Знакомая для меня техника. Работал и удивлялся, как плавно идет. Даже без выжимки сцепления можно было переключить передачу и много оборотов на двигатель не давать. По качеству работы одни положительные впечатления. Из конкурентов для него я бы выделил только К-700А, а так по функционалу ему не было равных
Трактор Т-150. Обзор, характеристики, особенности применения и эксплуатации Ссылка на основную публикацию
Источник: https://FermerInform.ru/traktor-t-150-obzor/
Трактор ХТЗ-150К-09.172.01
Показатель | Значение |
Мощность номинальная, кВт (л.с.) | 132 (180) |
Масса, кг | 8460 |
Габаритные размеры, д/ш/в, мм | 6130/2406/3350 |
Колея передних/задних колёс, мм | 1680-1860 |
Размер передних/задних шин, мм | 21,3R24 |
Модель и тип двигателя | ЯМЗ-236М2-59, ОАО «Автодизель», РФ |
Количество цилиндров, шт | 6 |
Удельный расход топлива при эксплутационной мощности, г/кВт.ч. (г/л.с.ч.) | 251,6 (185) |
Коробка передач | механическая, переключаемая на ходу под нагрузкой в пределах каждого диапазона |
Количество передач переднего хода | 3/12 |
Количество передач заднего хода | 1/4 |
Колесная схема | 4х4 |
Емкость бака, л | 430 |
Навесное оборудование | заднее 2-х и 3-х точечное гидрав., г/п – 4500 кгс |
Модель трактора ХТЗ-150К-09.172.01 (последняя модификация легендарного трактора ХТЗ-Т150К) относится к колесным тракторам общего назначения тягового класса 3 т.с. Эту мощную, проверенную временем машину можно с уверенностью назвать одним из лучших представителей классики отечественного тракторостроения. Популярность данной техники во многом обусловлена ее высокой надежностью, отличными показателями производительности, простотой в обслуживании, доступными ценами на запчасти для трактора.
За годы работы модель ХТЗ-150К-09.172.01 отлично зарекомендовала себя, как удобный трактор для фермера.
Наличие большого количества совместимого с данной машиной навесного оборудования позволяет эффективно использовать ее при пахоте, бороновании, сплошной культивации, посеве и сборе урожая всевозможных сельскохозяйственных культур. При помощи навесных прицепов грузоподъемностью до 20 т, можно транспортировать грузы в условиях бездорожья.
На тракторе ХТЗ-150К-09.172.01 установлен надежный двигатель ЯМЗ-236М2-59, производства известного российского предприятия ОАО «Автодизель». Он имеет мощность 180 л.с., снабжен специальным предпусковым подогревателем двигателя.
Улучшенная трехдиапазонная коробка передач дает возможность проводить полевые работы, переключая скорости в пределах диапазона на ходу машины под нагрузкой.
Благодаря наличию независимого двухскоростного вала отбора мощности, трактор агрегатируется с большинством распространенных и имеющихся во многих хозяйствах и фермах сельскохозяйственных орудий.
Улучшения конструкции данной модели коснулись также обустройства кабины. Созданы комфортные, соответствующие всем современным требованиям, условия труда оператора.
Изменено и оптимизировано расположение элементов управления, повышена звуко- и термоизоляция, улучшена обзорность кабины.
Модернизированная отечественная машина стала достойным конкурентом иностранных дорогостоящих аналогов тяжелой техники, и не уступает им по производительности, безопасности и технологичности работы.
Остались вопросы?
Задайте их нашим специалистам и получите ответ в течение 15 минут!
Подробную информацию по любым интересующим Вас вопросам – технике, запасным частям к ней, их наличие, сроках поставки и актуальных ценах Вы можете узнать, заполнив форму расположенную выше или позвонив нам по телефонам: +7 (930) 063-30-39, +7 (4862) 63-30-39. Так же Вы можете связаться с нашими региональными менеджерами или оставить заявку на обратный звонок и мы сами перезвоним Вам.
Источник: http://orelagro.ru/tehnika/traktory/htz/htz-150k-09-172-01.html
Трактор Т-150К: история, конструкция, фотографии
К 70-м годам прошлого столетия прогрессивным инженерам-конструк-торам стало очевидно, что будущее – за скоростными тракторными агрегатами повышенной мощности и дальнейшая эволюция тракторной техники пойдет именно в эту сторону. Особенные успехи в разработке этого направления сделал коллектив Харьковского тракторного завода имени Серго Орджоникидзе под руководством главного конструктора Б. П. Кашубы.
В 1973 году к серийному производству были приняты тракторы типа Т-150. Принципиально новое семейство тракторов разрабатывалось как унифицированное, и модель Т-150 существовала в двух модификациях – гусеничная и колесная.
Однако особенной популярностью пользовалась именно колесная модель – Т-150К.
Отличительные ее черты: большая мощность, высокая производительность (в 2 раза больше по сравнению с предшественниками), улучшенная коробка передач, возможность работы на больших скоростях (до 15 км/час).
Всего Харьковский тракторный завод выпустил более 753 тыс. колесных тракторов Т-150К и их модификаций. Машины с успехом шли на экспорт, поднимая престиж страны. В СССР в 70-80-х годах прошлого века эти мощные агрегаты стали первыми помощниками на селе — они намного улучшили условия труда и поспособствовали подъему сельского хозяйства.
Предшественники
Т-150К – не первый мощный колесный трактор, который был создан на ХТЗ. Еще в 1959 году Н. С. Хрущев после поездки в США решил «догнать и перегнать» американских фермеров, использующих колесные тракторы вместо гусеничных, и поручил разработку достойного конкурента именно Харьковскому тракторному заводу.
Главный инженер ХТЗ А. А. Сошников благополучно выполнил эту задачу. Под его руководством был создан мощный колесный трактор Т-125 – принципиально новая оригинальная модель, не имеющая аналогов. Считается, что этот трактор и стал прообразом Т-150К. Кстати, Т-125 тоже, как и Т-150К, был машиной унифицированного типа, и его можно было выпускать в гусеничной модификации.
Но все-таки отметим, что между выходом в свет моделей Т-125 и Т-150К был достаточно большой промежуток, во время которого на Харьковском заводе велись разработки скоростных гусеничных тракторов. Именно благодаря этому опыту смог появиться Т-150К – первый и мощный, и скоростной колесный трактор.
Мощность плюс скорость..
Разработкой скоростных тракторов занялся главный конструктор ХТЗ Б.П. Кашуба. В частности, он создал опытную серию скоростных гусеничных тракторов ДТ-54М.
Совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом механизации сельского хозяйства были проведены лабораторно-полевые исследования на повышенных скоростях (5-9 км/час).
Испытания прошли успешно, доказав, что путь модернизации тракторов в сторону скорости вполне перспективен.
ХТЗ начал выпускать серии скоростных тракторов почти как горячие пирожки! 1960 год – первый в СССР скоростной гусеничный трактор Т-75, 1962 год — Т-74. Эксплуатация этих машин показала, что существует возможность еще больше увеличить рабочие скорости и вполне реально создать еще более быстроходные модели.
…плюс колеса!
Наконец, в 1967 году Кашуба обратился к главному инженеру ХТЗ В.В. Библику с предложением разработать на заводе принципиально новую модель мощного скоростного гусеничного трактора. Однако главный инженер поставил свое условие: чтобы новый трактор был унифицированным – имел возможность и гусеничной, и колесной модификации.
Это был настоящий вызов, ведь создание унифицированного агрегата гораздо сложнее, чем гусеничного или колесного по отдельности. Тем не менее завод, коллектив и главный конструктор справились с этой задачей! В результате на свет появились тракторы типа Т-150. В 1973 году Госкомиссия одобрила их серийный выпуск, а в 1974-м было принято Постановление о создании мощностей по их производству.
Большую популярность приобрела колесная модель. Колеса позволяли использовать трактор не только в полях, но и для проведения дорожных работ: Т-150К приспособлен для передвижения по магистральным дорогам.
Двигатель трактора Т-150К
Двигатель СМД-62, шестицилиндровый, четырехтактный, турбонадувной, дизельный, мощностью 165 л.с. (121,5 кВт), с частотой вращения коленчатого вала 2100 об/мин, специально был разработан для модели Т-150К.
Цилиндры двигателя расположены в виде буквы V с углом развала 90°. В развале цилиндров находятся турбокомпрессор и выпускные коллекторы. Воздух в цилиндры подается турбокомпрессором под избыточным давлением.
Турбонаддув увеличивает поступление воздуха в цилиндры, что позволяет повысить мощность, не увеличивая удельный расход топлива.
Топливо впрыскивается форсункой в камеру сгорания, открытую, тороидальную, неразделенного типа, расположенную в толстостенном днище поршня. Тороидальность поршня обеспечивает максимальное завихрение воздуха. Непосредственный впрыск топлива в камеру сгорания (выемку поршня) облегчает запуск двигателя и позволяет снизить удельный расход горючего.
Двигатель работает на дизельном топливе. При температуре воздуха выше 0 °С используют летнее топливо, марок Л или ДЛ, при температуре от 0 до -30 °С – зимнее, марок 3 или ДЗ, при температуре ниже -30 °С – арктическое, марок А или ДА.
На тракторе Т-150К на фланце картера маховика дизельного двигателя установлен двухтактный карбюраторный с кривошипно-камерной продувкой пусковой двигатель П-350 мощностью 10 кВт. Впуск горючей смеси и выпуск отработанных газов осуществляется через окна, расположенные в цилиндре двигателя, которые открываются и закрываются поршнем.
Другие особенности
Двигатель вместе со сцеплением и коробкой передач устанавливается на раме трактора на четырех опорах, снабженных резинометаллическими амортизаторами.
У Т-150К все колеса ведущие. Поворот трактора осуществляется рулевым колесом с помощью гидравлических цилиндров, воздействующих на шарнирно-сочлененную раму. За счет «излома» полурам в горизонтальной плоскости трактор движется по криволинейной траектории.
Четырехскоростная механическая коробка передач вместе со сцеплением и двигателем образует общий блок, прикрепленный к раме трактора на кронштейнах и амортизаторах. Коробка передач работает на нескольких диапазонах (замедленный, рабочий, транспортный и задний ход), которые переключаются при остановке трактора. Передачи переключают вручную, без разрыва потока мощности.
У Т-150К два тормоза: центральный и колесный. Центральный ручной тормоз используют для остановки на стоянке. Колесный применяют для снижения скорости или полной остановки движущегося трактора.
Кабина трактора Т-150К
Кабина трактора Т-150К – особая гордость конструкторов! Еще никогда раньше она не была столь комфортабельной и удобной. Тракторист в ней мог почувствовать себя настоящим королем.
https://www.youtube.com/watch?v=35naQhgSgqo
Просторная (на два места) цельнометаллическая шумо- и пылеизолированная герметичная кабина оснащена вентиляционной и отопительной системой, оборудована противосолнечным козырьком, санитарной аптечкой, зеркалами заднего вида и очистителями стекол. Предусмотрены даже крючки для одежды и термос для питьевой воды! Сиденье водителя подрессорено, регулируется в зависимости от веса и роста водителя.
Звезда мирового масштаба
Т-150К действительно получился трактором принципиально нового класса, не только по своим мощным техническим параметрам, но и по дизайну, и по уровню комфорта для водителя.
Герметичные комфортабельные кабины, подрессоренное сиденье тракториста, легкое и удобное рулевое управление, трансмиссии с переключением передач на ходу, устойчивые большегрузные шины – все это было отмечено не только отечественными, но и зарубежными специалистами, и Т-150К с успехом вышел на мировой рынок.
С 1973 по 1977 год трактор получил пять золотых наград на международных выставках! В 1979 году на испытаниях в США (международный тракторный полигон, штат Небраска) Т-150К развил тягу, которая почти равнялась его весу, и американцы тут же окрестили его трактором, который может сам себя поднять.
В 1980 году создатель революционного агрегата Харьковский тракторный завод получил международную премию «Золотой Меркурий» за мир и сотрудничество. Благодаря мировому признанию Т-150К ХТЗ значительно увеличил экспорт. С 1976 по 1990 год в США, Канаду, Австралию, страны Европы, Азии и Африки было поставлено 21 863 таких модели.
Модификации
Существует три основных типа этого трактора. Т-150КС1 оборудован гидравлической навесной системой, независимым валом отбора мощности, прицепной скобой и упряжной серьгой, предпусковым подогревателем ПЖБ-300, гидрофицированным крюком, воздухоохладителем испарительного типа и разрывной муфтой со шлангами.
Т-150КС2 оборудован так же, как Т-150КС1, но без заднего навесного устройства, силового цилиндра со шлангами, ВОМ, гидрокрюка и предпускового подогревателя.
Т-150КСЗ – трактор с гидрофицированным тяговым крюком. Оборудован так же, как и Т-150КС1, но без прицепной скобы и упряжной серьги, ВОМ и предпускового подогревателя (разрывная муфта со шлангами прилагается к трактору).
На базе семейства тракторов Т-150 были созданы многочисленные модификации: погрузчик Т-156, бульдозеры Т-150Д и Т-150ДК, военный инженерный тягач Т-155, промышленный и лесопромышленный тракторы Т-158 и Т-157, машина химизации ЭСВМ-7 и др.
Источник: http://carakoom.com/blog/traktor-t150k-istoriya-konstrukciya-fotografii
Трактор ХТЗ Т-150К: характеристики, модификации, интересные факты. :
Значение роли сельского хозяйства в экономике страны увеличивается с каждым днём, а это значит, что и технический прогресс не может стоять на месте. В данной статье подробно рассмотрим технические характеристики трактора Т-150К, а также перечислим его недостатки и достоинства.
История создания и основные модификации
ХТЗ-150К — энергонасыщенный сельскохозяйственный колёсный трактор, который выпускался с 1971 года и на протяжении последующих сорока лет на Харьковском тракторном заводе. Марка трактора Т-150К является глубокой модернизацией Т-125.
Одновременно с Т-150К на Харьковском заводе выпускался трактор ХТЗ-150, который был схож со своим предшественником, но являлся гусеничным.
На заводе было налажено серийное производство унифицированных между собой гусеничных и колёсных тракторов. На данный момент такой тенденции придерживается знаменитая американская фирма JonhDeer.
Помимо вышеуказанных моделей, на тракторном заводе с 1989 года серийно выпускались мини-трактора Т-08, Т-010, Т-012.
Основные модификации трактора Т-150К:
- Т-156 — погрузчик.
- Т-157 предназначен для лесной промышленности.
- Т-155 — тягач лёгкого класса.
- Т-155КД — колёсный трактор, оснащённый бульдозерным оборудованием.
Двигатель
Специально для марки трактора ХТЗ Т-150К был разработан дизельный двигатель марки СМД-60 мощностью 165 л. с., который имел переднее расположение, шесть цилиндров и v-образную форму. Система охлаждения двигателя — жидкостная с наличием турбонадува. Запуск основного двигателя осуществлялся при помощи пускового бензинового, который начинал свою работу от запуска электростартера.
Спустя некоторое время Харьковский завод прекратил производство двигателя марки СМД-60, и на трактор устанавливали безнадувной шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения ЯМЗ-236 ДЗ, мощность которого составляет 170 л. с. Его запуск осуществлялся без вспомогательных двигателей при помощи электростартера. Данная модель двигателя существенно улучшила основные характеристики трактора.
Трансмиссия
Коробка передач трактора ХТЗ Т-150К гидромеханическая, представлена четырьмя диапазонами: замедленный, транспортный, рабочий и задний ход. В каждом из них расположено по четыре передачи.
Большим плюсом КПП ХТЗ является то, что переключение осуществляется без разрыва потока мощности. Это достигается при помощи персональных прижимных муфт, которые располагаются на вторичном вале коробки и соединяют его с ведомыми шестернями.
Благодаря этому при переключении передач изначально включается гидроприжимная муфта следующей передачи, а после этого выключается муфта предыдущей.
На несколько долей секунд муфты обеих передач остаются включёнными, что обеспечивает беспрерывность переключений.
Диапазоны трактора ХТЗ-150 переключаются только при остановке трактора. Задний мост (крепится жестко к раме) — ведущий, передний (установлен на рессорах) — переключаемый.
Оборудование
Гидрооборудование: агрегатно-раздельная система навесного устройства, система управления поворотами, отдельная система КПП. В тракторах, выпущеных после 2013 года, гидросистемы поворота и навесного устройства объединены.
Пневмооборудование представлено системами управления муфтой сцепления и тормозами прицепа и трактора.
Электрооборудование представляет собой бортовую сеть, напряжение которой равняется 12 В.
Кабина и рама
Кабина трактора ХТЗ виброизолированная, а также полностью защищает водителя от шума и пыли. С 2013 года кабина она оборудована каркасом безопасности. Кузов расположен в самом центре тяжести, поэтому возникающие колебания при езде сведены к минимуму.
Рама представляет собой переднюю и заднюю полурамы, которые связаны горизонтально и вертикально шарнирами. Сами же полурамы изготовлены из поперечных брусьев и швеллеров продольного расположения. Все элементы рамы соединены при помощи заклепок.
Достоинства и недостатки
Достоинства трактора марки ХТЗ Т-150К:
- благодаря наличию колёсного хода и габаритам менее 2,5 метра возможно осуществление работ на дорогах и автомагистралях;
- богатый выбор рабочих агрегатов означает большее количество выполняемых работ;
- наибольшая грузоподъёмность, которая достигается за счёт одинакового размера передних и задних колёс;
- улучшенные условия работы для машиниста, наиболее высокая безопасность;
- наибольшая скорость движения.
Недостатки Т-150К:
- за счёт колёс возникает увеличенное давление на грунт;
- тяговое усилие уменьшено на 20-30%;
- расход топлива увеличен на 10%.
Помимо вышеуказанного, цена трактора ХТЗ Т-150К значительно выше цены Т-150. Скорее всего, это можно объяснить тем, что Т-150К обеспечивает наиболее высокую безопасность труда, чего не скажешь о его гусеничном предшественнике. Б/у модель можно приобрести за 300 тыс. руб. и выше. Новая машина обойдется покупателю примерно в 1,5 млн руб.
Среди интересных фактов можно отметить то, что для очистки палубы авианосца России «Адмирал Кузнецов» выбрали именно Т-150К, который оснащён двигателем от советского истребителя МиГ-15. Также модель трактора выпускалась в серии журнала «СССР в масштабе». На сегодняшний день трактор ХТЗ Т-150К остаётся незаменимым в своём роде.
Источник: https://www.syl.ru/article/321074/traktor-htz-t—k-harakteristiki-modifikatsii-interesnyie-faktyi
Тракторы Т-150К: технические характеристики, внешний вид
- Тип: Тракторы;
- Производитель: ХТЗ;
- Модель: Т-150К.
Серийное производство колесного трактора Т-150К, изготавливавшегося на Харьковском тракторном заводе, стартовало в 1971 году
Модель трактора Т-150К — это модификация машины Т-125, которая в свою очередь отличается полностью оригинальной конструкцией и не имеет предшественников. Этот трактор максимально унифицирован с гусеничным Т-150, хотя у этих сельхозмашин имеется ряд отличий (механизм поворота, ходовая система, рама, КПП, система управления).
Рама трактора Т-150К состоит из двух полурам (передней и задней), соединенных горизонтальным и вертикальным шарнирами.
При этом вертикальный шарнир обеспечивает поворот трактора, а горизонтальный — контакт всех четырех колес с почвой. Полурамы выполнены из прокатных продольных швеллеров, а также поперечных брусьев (литье).
Передний мост трактора Т-150К установлен на рессорах, задний — жестко крепится к раме.
За счет того, что база трактора увеличена, а также благодаря установке одинаковых передних и задних колес увеличенной грузоподъемности и наличию свободного места на задней полураме имеется возможность значительно увеличить количество машин, агрегатируемых с моделью Т-150К.
Дизельный силовой агрегат СМД-60 был специально разработан для модели трактора Т-150К.
Запуск осуществлялся при помощи пускового бензинового двигателя, а он в свою очередь запускался с помощью электростартера.
Однако после того как прекратилось производство этой модели силового агрегата, трактор стали комплектовать ДВС ЯМЗ-236ДЗ. Запускается данная модель силового агрегата с помощью электростартера.
У гидромеханической коробки переключения передач имеется несколько диапазонов: рабочий, транспортный, замедленный и задний ход. В каждом диапазоне имеются 4 передачи, переключение которых происходит без разрыва потока мощности. Диапазоны переключаются при полной остановке машины.
Трактор Т-150К оснащен колодочными рабочими тормозами на каждое колесо. Тип стояночного тормоза — ленточный, располагается на валу привода переднего моста.
Трактор Т-150К оснащен кабиной, изолированной от шума, пыли и вибраций. С 2013 года ее стали оборудовать каркасом безопасности. Комфортные условия для оператора, в частности, низкий уровень колебаний, достигнуты благодаря тому, что кабина расположена в зоне центра тяжести.
Гидрооборудование трактора представляет собой отдельную раздельно-агрегатную систему навесного устройства, отдельную систему управления поворотом, отдельную систему для переключения передач. На тракторах, которые были произведены после 2013 года, гидросистемы поворота и навесного устройства были объединены.
У трактора Т-150К имеется пять модификаций.
Исходя из основных технических характеристик к числу аналогов можно отнести следующие модели: МТЗ БЕЛАРУС 1025.5, МТЗ БЕЛАРУС 1021.5, МТЗ БЕЛАРУС 1221Т.2.
Запуск силовой установки осуществляется при помощи бензинового двигателя и электростартера. Двигатель соединяется с муфтой сцепления и КПП.
Технические характеристики Т-150К
Масса трактора | 8,1-8,75 т |
Тяговый класс | 3 тс |
Диапазон скорости движения вперед | 1,8-30,1 км/ч |
Диапазон скорости движения назад | 6,6-10,4 км/ч |
Топливный бак | 430 л |
Двигатель СМД-60 | |
Эксплуатационная мощность | 165 л.с. |
Количество цилиндров | 6 |
Расположение цилиндров | V-образное |
Тип охлаждения | Жидкостное с турбонаддувом |
Двигатель ЯМЗ-236ДЗ | |
Эксплуатационная мощность | 170 л.с. |
Количество цилиндров | 6 |
Расположение цилиндров | V-образное |
Тип охлаждения | Жидкостное безнаддувное |
Длина | 6 130 мм |
Ширина | 2 400 мм |
Высота | 3 195 мм |
Дорожный (агротехнический) просвет | 400 мм |
Колея | 1 860 мм и 1 680 мм |
Модель | Особенности |
Т-150КД | Оборудован бульдозерным отвалом |
Т-156 | Погрузчик |
Т-157 | Лесопромышленный трактор |
Т-158 | Промышленный трактор |
Т-155 | Легкий колесный тягач |
Т-150К видео
Отзывы о Т-150К
Источник: http://stronews.ru/traktory-t-150k-texnicheskie-xarakteristiki-vneshnij-vid/
ХТЗ-150К-09-25: краткое описание, технические характеристики
Мы живем в веке быстрых перемен и развития технологий.
Люди приобщали к своей роботе лошадей, ослов, иных животных в качестве помощников, но технический прогресс в корне изменил взгляд на физический труд .
Благодаря развитию машинной отрасли, сегодня можно выполнять огромную работу в короткий срок. Ярким представителем данной отрасли и одним из величайших помощников человека является трактор ХТЗ-150К-09-25.
Краткое описание
[tip]Машина создана, как модель общего назначения, тягового класса, 3 т. с. Этот колесный трактор обладает далеко незаурядными показателями.Его надежность, доступность, низкая цена обслуживания, высокая производительность внушают доверие фермеров и промышленников.
[/tip]Без сомнений это представитель классического отечественного тракторостроения, который смело оправдывает фразу «классика бессмертна».
Трактор ХТЗ-150К-09-25 производится Харьковским тракторным заводом и заработал высокую оценку на рынке. Этот трудолюбивый трактор подходит для различной помощи в сельском хозяйстве.
Он отличный помощник в пахоте полей, бороновании, различной земельной обработке, посеве и сборе урожая.
Широкий ассортимент навесного и полунавесного оборудования позволяет машине оставаться в моде и повышать свою функциональность.
Огромным плюсом есть то, что конструкция этой модели широко известна отечественным мастерам. Это удешевляет обслуживание и дает шанс «умельцам» делать собственные обновления, приспособления и прочее.
К примеру в 2011 году была проведена модернизация этой модели, результатом чего стало появление новой двухместной безопасной кабины с улучшенной термо и звукоизоляцией, оптимизированной рабочей панелью, повышенной обзорностью.
По заказу клиента в кабину монтируется кондиционер.
Сердцем трактора ХТЗ-150К-09-25 является мощный двигатель ЯМЗ 236Д-3, производителем которого является широко известное предприятие ОАО «Автодизель». Он обладает мощностью в 180 л.с. и оснащен предпусковым подогревателем двигателя, что делает его хорошим конкурентом в своей категории.
Огромным преимущество ХТЗ-150К-09-25 в трех диапазонной коробке передач, позволяющей делать переключения между передачами в диапазоне на ходу, во время проведения полевых работ.
Двухскоростной вал отбора мощности делает трактор совместимым с внушительным большинством сельскохозяйственных приспособлений.
Технические приспособления:
- бульдозерный отвал – полезен при отводе или очистке дорог от снега, выравнивании земли, щебня, иного материала;
- плуг – приспосабливается для пахоты. Возможность прицепить приспособление в несколько лемешей дает преимущество;
- прицеп – дает возможность перевозить груз весом до 20 тонн;
- железнодорожная автосцепка – используется на рельсовых тягачах основа трактора ХТЗ-150К-09-25 на железных дорогах;
- сеялка – приспособление для посевных работ на полях;
- культиватор – для культивации полей;
- бороны – для боронования полей.
ХТЗ-150К-09-25 технические характеристики
Давайте рассмотрим технические характеристики данной техники, которую помогут нам нарисовать полную картину этого трактора. Данные характеристики представлены в таблице ниже:
Источник: https://spectechzone.com/tekhnika/selkhoztekhnika/traktory/2277.html
Трактор ХТЗ 150К 09 — экономичен в эксплуатации, эффективен в работе
Трактор ХТЗ 150К выпускается Харьковским заводом и используется в основном для сельскохозяйственных нужд. Техника оснащается большими колесами с рисунком протектора, предназначенным для бездорожья. Это в значительной мере повышает ее проходимость и позволяет расширить эксплуатационный ареал.
Обзор основных характеристик трактора
Технические характеристики ХТЗ 150К-09 соответствуют выполняемым функциям. Трактор способен работать с навесным, полунавесным и прицепным оборудованием, которое предназначается для распашки, культивации, удобрения, предпосевной подготовки, лущения почвы, а также для посева и сбора урожая.
На машину устанавливается шестицилиндровый дизельный силовой агрегат ЯМЗ-236Д с номинальной мощностью 175 лошадиных сил при частоте вращения 2100 оборотов в минуту. Максимальный крутящий момент равен 667 Н*м и достигается при частоте вращения коленчатого вала 1300-1500 оборотов в минуту. Цилиндры расположены V-образным способом.
У двигателя отсутствует турбонаддув. Воспламенение происходит от сжатия и создания избыточного давления. Впрыск топлива — непосредственный, охлаждение — жидкостное (вода либо тосол). Рабочий объем мотора — 11,15 литров. Расход топлива составляет 24,1 литр в час при работе двигателя с максимальной мощностью.
Емкость топливного бака равняется 315 литрам. Силовой агрегат соответствует нормам экологической безопасности EURO-0.
ХТЗ 150К-09 оснащается механической четырехдиапазонной коробкой переключения передач. Она имеет гидравлическое управление и переключается без разрыва потока мощности. Каждый диапазон содержит по 4 скорости, из которых 12 служат для переднего хода и 4 для заднего.
Такая система применяется с целью достижения максимальной производительности трактора при работе с различным оборудованием. Максимальная скорость движения вперед — 30,08 км/ч, а назад — 9,14 км/ч. Сцепление — двухдисковое, сухого типа. Тормозная система — колодочная с пневматическим приводом и действием на все колеса.
Рулевой механизм — гидрообъемный с шарнирно-сочлененной рамой.
Габаритные размеры трактора ХТЗ 150К: длина — 6,13 метров, ширина — 2,406 метров, высота — 3,195 метров, клиренс — 400 миллиметров, колесная база — 2,86 метров, передняя колея — 1,68 метров, задняя колея — 1,86 метров, минимальный радиус разворота — 6,5 метров.
Эксплуатационная масса составляет 8,2 тонны. Распределение нагрузки по осям: на переднюю — 5 тонн, на заднюю — 3,2 тонны. Колесная формула техники — 4х4. Используются шины размерностью 21,3R24.
Полный привод и массивные колеса позволяют без проблем эксплуатировать трактор на местности с мягким и вязким грунтом.
Устройство и рабочее оборудование колесного трактора
Кабина ХТЗ 150К-09 имеет все необходимые для работы удобства. Она рассчитана на два человека. Водительское сидение устанавливается на специальные рессорные механизмы с гидравлическими амортизаторами, которые приспосабливаются под вес водителя.
Также они гасят большую часть колебаний, возникающих при езде по неровным поверхностям. Пассажирское сидение лишено такой привилегии. В остальном сидения регулируются по углу наклона спинки и расстоянию до приборной панели.
Вентиляция кабины осуществляется естественным путем при помощи открывающихся боковых окон.
Обогрев обеспечивает мощный автономный отопитель салона. Он позволяет создавать комфортную температуру внутри кабины, независимо от величины мороза за бортом.
Все органы управления и контрольные приборы расположены в непосредственной близости от водительского сидения и не перекрывают доступ друг к другу. Отделка салона носит чисто рабочий характер и не блещет декоративными элементами.
Зато в кабине при закрытых окон создается полная изоляция от внешнего шума и пыли. А в холодную погоду внутреннее пространство хорошо сохраняет тепло.
Данный трактор относится к 3-му тяговому классу. Он имеет несколько приспособлений для установки дополнительного рабочего оборудования. Для навесного оборудования предназначено универсальное, гидравлическое, раздельно-агрегатное устройство. Оно выдерживает максимальную нагрузку до 3 тонн.
Прицепное устройство имеет маятниковое строение и прицепную скобу для фиксации. Максимально допустимая масса прицепа с грузом — 10 тонн. Также трактор имеет гидрофицированное тягово-сцепное устройство с амортизаторами двухстороннего действия и вращающимся крюком.
Все приспособления для установки дополнительных агрегатов находятся за кабиной водителя. Такое расположение делает затруднительным или вообще невозможным одновременное использование нескольких устройств, так как они будут друг другу мешать.
Поэтому перед установкой нового агрегата с трактора придется снять оборудование, которое в данный момент не будет использоваться.
Запчасти и цена
ХТЗ 150К-09 оснащается узлами и агрегатами с повышенным запасом прочности. Трактор хорошо переносит эксплуатацию в тяжелых условиях и при правильном уходе способен прослужить несколько сельскохозяйственных сезонов, не требуя капитального ремонта.
Двигатель установлен перед кабиной, что обеспечивает удобный доступ ко всем его системам. Спецтехника имеет максимально простое устройство, которое позволяет осуществить незначительный ремонт прямо в полевых условиях. При необходимости достать запчасти нужно обратиться к официальным дилерам завода-изготовителя.
Нужную деталь при ее отсутствии на складе привезут в течение недели.
Цена ХТЗ 150К-09 составляет около 2 миллионов рублей за новую модель. Технику с пробегом можно приобрести за 500-700 тысяч рублей. Зачастую новый трактор продается без дополнительного оборудования.
Его докупают отдельно в зависимости от возлагаемых на машину функций. На вторичном рынке наоборот чаще продают технику вместе с дополнительными агрегатами. Поэтому б/у трактор может стать очень экономной покупкой.
Но стоит внимательно подбирать продавца, чтобы не столкнуться с мошенником и не купить товар низкого качества.
Фото трактора
Источник: https://promplace.ru/selhoztehnika-staty-i-obzory/htz-150k-09-1399.htm
Трактор ХТЗ Т 150К технические характеристики, особенности устройства и цена
ХТЗ Т 150К – высокопроизводительный универсально-пропашной трактор советского производства.
Машина заметно выделялась на фоне конкурентов того времени, и в первую очередь это простая конструкция, сбалансированные характеристики, надежность и хорошая ремонтопригодность.
К тому же, трактор получил поддержку большого количества навесного оборудования, и был пригоден для эксплуатации в суровых климатических регионах.
Машина зарекомендовала себя в строительстве и сельском хозяйстве, а также пользовалась большим спросом у государственных и коммунальных структур. Кроме того, возможности техники широко использовались в вооруженных силах. Для этого на базе ХТЗ Т 150К разрабатывались специальные модификации. Трактор имеет немало достоинств и способностей, которые представлены в этой статье.
Описание и назначение
ХТЗ Т-150К – один из немногих советских тракторов, который оказался настолько интересным иностранным заказчикам, что ему довелось принять участие в международных испытаниях на территории США. Машина разработана Харьковским тракторным заводом, и имела огромный потенциал для дальнейшего усовершенствования.
Обратим внимание, что рассматриваемая модель имеет унифицированную конструкцию с гусеничным трактором Т-150. В машине использовано немало новаторских решений, но эта особенность не сказалась негативно на ремонтопригодности. Со временем эти инновационные разработки стали привычными.
К тому же, унификация с гусеничной модификацией Т-150 позволила сократить затраты на производство запасных частей, и тем самым сделать трактор ремонтопригодным даже в полевых условиях. Основное предназначение машины – сельское хозяйство.
В частности, машина распространена в таких операциях, как боронование, окучивание, вспашка, культивация, посев зерновых и овощных культур, предпосевная подготовка, обработка целинного грунта и другие задачи. Кроме того, данный трактор зарекомендовал себя в погрузке и выгрузке, буксировке тяжелых прицепов.
В коммунальной сфере машина способна выполнять строительные и дорожно-монтажные работы. В свое время трактор Т-150К поставлялся во многие постсоветские страны. Машина получила несколько модернизированных версий, которые только усилили мировую популярность трактора.
Характеристики
- Разработчик – Харьковский тракторный завод
- Тип двигателя – ЯМЗ-236Д-3, дизельный шестицилиндровый V-образный
- Мощность – 165 лошадиных сил
- Номинальные обороты в минуту – 2100 об/мин
- Рабочий объем мотора – 11 литров
- Электрический стартер – есть
- Расход топлива – 220 г/кВт в час
- Коробка передач – механическая с 12 скоростями переднего хода
- Независимый вал отбора мощности – есть
- Режимы работы ВОМ – 500 и 1000 об/мин
- Тормоза – с пневмоприводом
- Колеса – одинарные или сдвоенные (в зависимости от модификации)
- Тип задней навески – трехточечная гидравлическая
- Грузоподъемность навески – 4500 кгс
- Объем колесной базы – 2860 мм
- Параметры колеи – 1680 и 1860 мм
- Размеры трактор, мм: Длина – 6130, Ширина – 2406, Высота – 3195
- Клиренс – 400 мм
- Масса трактора – 8200 кг
- Полный привод 4х4 – есть
- Радиус поворота – 6500 мм
- Максимальная скорость вперед – 30 км/час
- Максимальная скорость назад – 10 км/час.
Особенности устройства и эксплуатации
- Трактор Т-150К получил дизельный шестицилиндровый мотор СМД-60. Его производительность составляет 165 лошадиных сил, которые достигаются при 2100 об/мин. Мотор потребляет 185 г/л. с. в час. Двигатель относительно компактный – весит порядка 1100 кг. Данный агрегат запускается двухтактным вспомогательным мотором П-350 мощностью 13,5 л. с.
Для приведения в действие этой пусковой установки использовался электрический стартер, либо пусковой 13-сильный агрегат запускался вручную. Для сохранения прочности и предотвращения сухого трения деталей дизельный мотор оборудован системой смазки с двухступенчатой технологией очистки. Так, встроенный фильтр очищал от крупных и мелких частиц.
Что касается системы питания ДВС, она представляет собой топливный насос ТНВД, а также форсунки с трехточечным впрыском и двухуровневую систему очистки топлива. Вместимость топливного бака составляет 430 литров.
Среди вспомогательного оборудования, предназначенного для сохранения работоспособности мотора, стоит отметить охлаждающий вентилятор, воздухоочиститель, компрессор, генератор, выпускной коллектор и глушитель.
- Трактор Т-150К оснащен механической 12-ступенчатой трансмиссией, которая имеет четыре диапазона работы – замедленный, задний ход, рабочий и транспортный.
Мощность и крутящий момент двигателя передаются на КПП посредством сухого фрикционного сцепления. С помощью 12-ступенчатой КПП оператора изменяет мощность и крутящий момент в зависимости от требуемой нагрузки. Кроме того, устройство КПП представлено ведущим и ведомым валом с косозубыми шестернями, которые имеют постоянно зацепление.
Скорости переключаются более плавно и четко благодаря гидроподжимным муфтам. Эти муфты, в свою очередь, предотвращают разрыв потока мощности. Как и во многих других машинах, для переключения скоростей используется рычаг, расположенный в кабине оператора. Однако диапазон передач можно изменять только при остановке машины.
Для повышения эффективности работы трансмиссии ее дополнили собственной гидросистемой, которая включает в себя шестеренчатый насос, заборный и основной фильтры, нагнетающую магистраль, распределительный вал с предохранительными клапанами, радиатор охлаждения, гидроаккумулятор, шланг и магистрали.
Кроме того, в конструкцию ходовой части также входит сухое однодисковое сцепление, карданный вал, главная и конечная передача, а также межколесной дифференциал и полный привод. Эти внедорожные компоненты позволили существенно поднять геометрическую проходимость.
Для раскрытия потенциала полного привода и блокировок трактор получил кузов с большим дорожным просветом, минимальными кузовными свесами и мощной защитой моторного отсека. Кроме того, в комплектацию входят широкопрофильные колеса одинаковой размерности.
- Компактные габариты трактора Т-150К позволили достичь хороших показателей маневренности, а также удобства работы в стесненных условиях. Например, обратим внимание на длину машины вместе с навесным устройством – она составляет 5795 мм, что является достойным результатом для данной ценовой категории.
Относительно короткая колесная база в 2860 мм обеспечила минимальные углы въезда и выезда, чтобы повысить проходимость. Радиус разворота трактора составляет около 6700 мм.
- Модель Т-150К оснащается полнофункциональной кабиной повышенной комфортности. В салоне трактора сосредоточены органы управления с эргономичным расположением.
К ним можно отнести контрольно-измерительные приборы, датчики и коммутационное оборудования. Так, водитель размещается в кабине на подрессоренном кресле, которое можно настраивать в вертикальном и продольном направлениях.
Рядом с креслом установлены следующие элементы управления: рулевое колесо, переключатели ближнего и дальнего света, переключатель ТНВД, педаль акселератора, педаль сцепления и тормоза, рычаг КПП, рычаги стояночного тормоза и включения переднего моста, рычаг настройки насоса гидравлической системы. Кроме того, обратим внимание на следующие элементы для достижения наилучшего комфорта и уюта в кабине: шумо-, тепло- и виброизоляция салона, кондиционер и отопление, регулировка сиденья и рулевой колонки, а также широкая площадь остекления для улучшения обзорности.
- Трактор Т-150К можно оснастить следующим навесным оборудованием:
- Лущильник дисковый
- Плуги разных видов
- Борона дисковая (тяжелая и стандартная)
- Культиватор
- Сеялка
- Каток для прикатывания
- Буксируемый комбайн
- Разбрасыватель удобрений
- Полунавесной и трехосный прицепы
- Культиватор-плоскорез
- Борона
- Сеялка-культиватор для посадки зерновых культур.
Трактор получил следующие модификации:
- Т155 – инженерная военная техника для перевозки артиллерийских орудий
- Т-155К – колесной тягач для инженерных войск и артиллерии
- Т-156 – фронтальный погрузчик с вместительным ковшом объемом 1,3 кубических метров
- ЛТ-157 – трелевочный трактор для лесозаготовительных работ
- Т-158 – колесной трактор для промышленных, технологичных и транспортных операций
- Т-150КД – колесной трактор с бульдозерным отвалом.
Фото
Видео
Цена
Средняя стоимость трактора Т-150К на российском рынке составляет 600 тысяч рублей за экземпляр 2000 года, и 1,7 млн рублей за машину 2017 года выпуска.
Отзывы
- Алексей, Киев. Мощный и универсальный трактор для всех видов сельскохозяйственных работ. Машина в целом понравилась. Модель Т-150К обладает большим потенциалом и выносливой конструкцией, очень надежная и ремонтопригодная. Позволяет выполнять окучивание, боронование, культивацию, вспашку и другие виды обработки почвы. С таким трактором можно сеять зерновые и овощные культуры, буксировать тяжелые прицепы, выполнять ремонтно-монтажные работы и т. д. Машина шумная и неповоротливая, случаются мелкие поломки, но благодаря хорошей ремонтопригодности с обслуживанием проблем нет.
- Михаил, Харьков. Трактор используется в нашем хозяйстве более 15 лет. Как и любая другая техника, ХТЗ Т-150 нередко ломается, причем один раз дело дошло до капитального ремонта ходовой части – с заменой всех элементов подвески. Ходовая часть изготовлена из деталей плохого качества, и кажется, что с каждым годом эти детали становятся все хуже в плане надежности. Но в целом, трактор очень производительный и может работать с любым навесным оборудованием.
Источник: http://traktordom.ru/traktor-xtz-t-150k-texnicheskie-xarakteristiki-osobennosti-ustrojstva-i-cena/