Карьерные самосвалы Тонар: новый 60-тонник и его предшественники — «Грузовики, автобусы, спецтехника» на DRIVE2
В 1990-е годы самым успешным проектом Машиностроительного завода «Тонар» было производство передвижных торговых ларьков на шасси автомобильных прицепов.
Успешным настолько, что за короткое время само слово «тонар» стало нарицательным: чуть ли не по всей стране именно так стали называть любые прицепы такого типа, кем бы они ни были изготовлены на самом деле! Тех ларьков завод давным-давно не выпускает, перепрофилировавшись в 2000-е на выпуск магистральной, строительной и сельскохозяйственной прицепной техники.
Но особое место с недавних пор в производственной программе завода «Тонар» занимают тяжелые внедорожные автомобили-самосвалы, аналогов которых не выпускает ни одно другое российское предприятие.
Тематикой внедорожных самосвалов на заводе всерьез занялись в 2013 году. Свою первую машину такого типа «тонаровцы» выполнили по образу и подобию китайского «карьерника» Shaanxi SX5504, активно предлагавшегося тогда у нас «серыми» импортерами на Дальнем Востоке и в Сибири.
Это была трехосная машина грузоподъемностью 45 тонн с полностью механической трансмиссией и приводом на две задние оси. «Тонаровцы» разработали для нее собственную самосвальную платформу полуовального сечения геометрической вместимостью 25 кубометров. А вот шасси поначалу целиком собирали из привозных машинокомплектов.
В его основе лежала мощная рама с двойными лонжеронами. Узкая 1-местная кабина была смещена влево от продольной оси симметрии автомобиля, но при этом полностью накрывала собой двигатель.
Сам же силовой агрегат «карьерника» был хорошо знаком российским перевозчикам: аналогичные 375-сильные дизели Weichai WD12 и 9-ступенчатые коробки передач Shaanxi Fast Gear ставились и на дорожные грузовики Shaanxi, завозившиеся к нам в то время тысячами. Мосты (13-тонный передний, 25-тонные задние) поставляла фирма Shaanxi Hande Axle.
Чтобы самосвал полной массой 67 тонн при достаточно скромной мощности мог уверенно преодолевать уклоны крутизной порядка 10%, передаточные числа ведущих мостов задней тележки сделали огромными – 12,87! Правда, максимальная скорость самосвала с такой трансмиссией не превышала 41 км/ч, однако для технологических трасс этого вполне достаточно, ведь выезд на дороги общего пользования из-за 3-метровой габаритной ширины и впечатляющих нагрузок на оси «карьернику» все равно был заказан. Остается добавить, что первый внедорожный самосвал марки Тонар нарекли индексом 4525, где «45» означает грузоподъемность в тоннах, а «25» – вместимость платформы кубометрах.
Полный размер
Зауженная китайская кабина рассчитана только на 1 человека
Полный размер
При капитальном ремонте двигателя бескапотную кабину потребуется снимать
Пару самосвалов Тонар-4525 из самых первых партий «тонаровцы» оставили работать в собственном транспортном предприятии, обкатывая на них некоторые новые технические решения – например, систему регулирования давления в шинах канадской фирмы Tireboss, которую после успешных испытаний стали предлагать в качестве опции всем покупателям «карьерников».
Полный размер
Самосвал Тонар-4525 с системой подкачки шин Tireboss
Постепенно «тонаровцы» доработали конструкцию самосвала под наш рынок, попутно локализовав часть комплектующих. В частности, освоили изготовление рамы собственными силами, а вместо двигателя Weichai стали использовать отечественный дизель ЯМЗ-650.10 мощностью 412 л.с.
Помимо базовой модели с 25-кубовым кузовом под скальную породу появилась модификация с увеличенной 37-кубовой платформой для перевозки угля.
Оба кузова сварены из стали 09Г2С и имеют полуовальное сечение, но различаются прочностью: толщина бортов у них составляет соответственно 10 и 6 мм, а толщина днища – 16 и 12 мм.
Полный размер
Углевоз Тонар-45251 с двигателем ЯМЗ-650.10
Полный размер
Рабочее место водителя самосвала Тонар с китайской кабиной
Полный размер
Китайские кабины в цехе сборки карьерных самосвалов
Полный размер
Очередное шасси Тонар-4525 в процессе стапельной сборки
Поднабравшись опыта с карьерными самосвалами, в 2016 году «тонаровцы» реализовали новый амбициозный проект, построив для компании «Алроса» опытный образец внедорожного самосвального автопоезда в составе тягача Тонар-45252 и двухзвенного пятиосного полуприцепа Тонар-95405 грузоподъемностью 130 тонн.
Чтобы обеспечить возможность применения на автопоезде любых многолитровых двигателей, потребовалось перейти на капотную компоновку. А кабину для тягача приняли решение строить самостоятельно.
За прототип взяли американское технологическое шасси Kenworth: «тонаровцы» специально купили один такой грузовик, внимательно изучили его кабину и доработали конструкцию в соответствии с собственными технологическими возможностями.
Сам «американец», к слову, сейчас используется на внутризаводских технологических перевозках комплектующих. В итоге на тягач установили 19-литровую рядную «шестерку» Cummins QSK19 мощностью 600 л.с. и 7-ступенчатый «автомат» Allison 4700 со встроенным ретардером.
В итоге от исходных карьерных самосвалов на эту машину перекочевали только китайские мосты Hande, да и те – с новой подвеской оригинальной конструкции (передняя ось – на пневмогидравлических упругих элементах, а мосты тележки – на резиновых).
Полный размер
Восьмиосный автопоезд Тонар-45252+95405
Полный размер
Тягач Тонар-45252
К середине 2017 года клиентам отгрузили уже порядка 60 внедорожных самосвалов Тонар бескапотной компоновки. На этом их производство было остановлено, а в продажу под прежним индексом Тонар-45251 были запущены самосвалы второго поколения, построенные по образу и подобию прошлогоднего тягача Тонар-45252.
Первую пару опытных образцов капотных внедорожных самосвалов изготовили в максимально различающейся комплектации. Так, на первую машину установили V-образную «восьмерку» ТМЗ-8437.10 объемом 17 литров и мощностью 425 л.с.
, механическое рулевое управление с двумя гидроусилителями и 27-кубовый полуовальный кузов для перевозки вскрышной породы (с высокими боковыми бортами толщиной 6 мм и днищем толщиной 10 мм).
Полный размер
Первая пара опытных образцов капотных самосвалов Тонар-452510: слева – с мотором ТМЗ, справа – с Камминсом
Полный размер
Интересная компоновочная особенность – расположение гидроцилиндров подъема платформы снаружи лонжеронов рамы
На второй образец поставили рядную «шестерку» серии Cummins QZ13: этот агрегат компактнее, но мощнее мотора ТМЗ (13 литров и 450 л.с.). По этой причине высоту оперения передка удалось уменьшить на четверть, да и кабину получилось смонтировать ниже.
Другое отличие второго самосвала – мощное гидростатическое рулевое управление: учитывая низкие скорости движения («максималка» на уровне 40 км/ч), отсутствие привычной обратной связи на рулевом колесе не стало проблемой. И третье отличие – усиленная платформа для скальной породы.
Ее объем чуть меньше, а задняя часть днища выполнена с подъемом. Толщина стенок увеличена на 1 мм, а днища – на 2 мм. Оригинально на обеих машинах выполнили подъемный механизм: пару гидроцилиндров смонтировали не внутри, как обычно, а снаружи лонжеронов рамы.
Тем самым удалось расположить кузова ниже и ближе к кабине.
Полный размер
Интерьер кабины опытного образца капотного самосвала
Если на самосвалах первого поколения применялась китайская механическая коробка передач Fast Gear, то на машинах второго поколения «тонаровцы» сделали ставку на 6-ступенчатые «автоматы» Allison серии 4500. Одинакова у них и подвеска: для задней тележки применили ту же подвеску с резиновыми упругими элементами, которую впервые опробовали на тягаче Тонар-45252, а для передней оси применили сочетание рессор и пневмобаллонов.
Полный размер
Передняя подвеска – рессора, пневмобаллон, амортизатор
Полный размер
Подвеска задней тележки – балансирная, на резиновых упругих элементах. Ее разработал по заказу «тонаровцев» инженер из Австралии
Полный размер
Кабина имеет собственную упругую подвеску с пневмобаллонами и амортизаторами
Наконец, в мае 2018 года Машиностроительный завод «Тонар» представил новый карьерный самосвал Тонар-7501 с увеличенной до 60 тонн грузоподъемностью. Он выглядит практически так же, как 45-тонный самосвал, но только немного увеличенный в масштабе.
У новинки более мощная рама, кузов увеличенной размерности (27 кубометров основного объема + 18-кубовая «шапка»), более тяжелые мосты той же китайской фирмы Hande (передняя ось – 17,5-тонная вместо 13-тонной, задние мосты – 35-тонные вместо 25-тонных).
Разумеется, крупнее стали элементы подвески и шины: размерность последних увеличилась с 14,00R25 до 16,00R25. А вместо 13-литрового дизеля на «шестидесятитонник» установили 15-литровый агрегат Cummins QSX15 мощностью 540 л.с., традиционно состыковав его с «автоматом» Allison.
При этом собственная масса самосвала Тонар-7501 по сравнению с 45-тонным предшественником Тонар-4525 увеличилась совсем незначительно: с 24,5 до 27,5 тонн.
Попутно на «шестидесятитоннике», как и на более легких моделях, внедрили новую особо мощную систему обогрева платформы, в которой часть внешней обшивки газовых каналов выполнена из нержавеющей стали. Первый образец самосвала Тонар-7501 отправится на тестовую эксплуатацию на угольный разрез в Кемеровскую область.
Полный размер
Последняя новинка завода – самосвал Тонар-7501 грузоподъемностью 60 тонн
Источник: https://www.drive2.ru/b/502590889298755740/
Карьерный самосвал ТОНАР-45251
Семейка рыжих монстров
Карьерный самосвал ТОНАР-45251
Даниил Минаев
Фото автора и Юрия Петрова
В России исстари масштабность неординарного проекта как конфетку оборачивали в красивую обёртку: Царь-пушка, Царь-колокол, царь-танк Лебеденко, царь-паровоз АА, хрущёвская царь-бомба. Семейство царей! Теперь вот – царь-самосвал ТОНАР…
Впервые подмосковный завод из Губино озадачился выпуском большегрузных самосвалов 8 лет назад, когда был создан многозвенный автопоезд для транспортирования горной массы на дальние расстояния.
В 2013 году увидел свет карьерный самосвал ТОНАР-4525 внедорожного габарита. Тогда объявлять машину «своей» на заводе не спешили, поскольку кабинный модуль и агрегатную базу пришлось собирать от Ярославля до Китая.
Но в прошлом году с подачи АЛРОСА оба конструкторских подхода были объединены в один, благодаря чему получился уникальный многозвенный карьерный монстр. Автопоезд ТОНАР-95405 внедорожного габарита в составе капотного седельного тягача ТОНАР-45252 с кабиной собственного производства.
Поправка на современность
В этот раз компания вернулась к исходной точке и решила проработать ещё и варианты самосвалов серии ТОНАР-4525, но с собственной кабиной. Таким образом, ООО «Машиностроительный завод «Тонар» становится первой и единственной российской компанией с оригинальными карьерными машинами собственной разработки.
Стимулом к созданию машин послужил интерес Daimler AG к российскому рынку. На СТТ-2014 концерн проверял реакцию горняков, представив 40-тонный самосвал Western Star 6900XD для работ вне дорог общего пользования. В «Тонаре» не стали дожидаться времён, когда придётся замещать и этот импорт, благо рынок лежит под ногами.
Набор решений, применяемых в американском самосвале, широко используется в мире, а по массогабаритным параметрам, компоновке и расположению кабины Western Star 6900XD во многом похож на МАЗ-530, который выпускали в 1950–1960-х годах в Минске и Жодино. Даже странно, что на протяжении 60 лет эту концепцию считали в России тупиковой.
Новинка, получившая обозначение ТОНАР-45251, выполнена в стиле классического американского технологического грузовика с огромным 2-метровым капотом. Глядя на него, ожидаешь, что интерьер будет выполнен в ключе американских полстелларов.
Для того чтобы забраться в брутальную кабину, цепляюсь за хромированные поручни и, использовав целый каскад ступеней, оказываюсь в кабине на рабочем месте.
Интерьер оказался таким же брутальным, как и в прошлогоднем ТОНАР-45252 – со стёганой кожаной обивкой стен и потолка, с хромированными панелями, в которые вписаны круглые приборы с аналоговыми шкалами, и мощными тяжёлыми дверями на массивных петлях, что убедительно свидетельствует о неординарности этого гиганта. Водителю в кабине вполне комфортно, если, конечно, не появляться на дорогах общего пользования – это будет слон в посудной лавке. В кабине никакой экзотики – причудливых органов управления и никакого дефицита обзора.
Полностью подвесной педальный узел и мощный ГУР позволяют не думать о перемещении в пространстве такого гиганта. По правую руку обычный селектор АКП марки Allison со светящимся окошком индикации и кран стояночного тормоза.
Имеется даже пара специально закреплённых на панели подстаканников, а кондиционер входит в базовую комплектацию.
На верхнем выступе кабины перед водителем закреплено УСПВЛ – устройство сигнализации приближения автосамосвала к ЛЭП.
Круги по полигону
Если многотонные специализированные карьерники значительно отличаются от грузовиков силовыми схемами и органами управления, то ТОНАР-45251 шириной около 3,5 м, длиной почти 11 м, высотой 4,7 м и полной массой 69 т воспринимается как обычный самосвал, только очень большой…
Устраиваюсь поудобнее. Кресло фирмы Grammer с поддержкой на спинке и подушке сиденья. Рулевая колонка регулируется по вылету и углу наклона. Ремень безопасности закреплён на изголовье спинки.
Теперь запускаю двигатель и ставлю ногу на тормозную педаль. Далее перевожу рычаг 6-ступенчатого «автомата» в положение «DRIVE», сбрасываю курок стояночного тормоза и осторожно, чтобы никого не задеть и ничего не разворотить, пячусь задним ходом на тестовую трассу.
Сначала надо протянуть назад по прямой. «Здесь всё понятно и даже неплохо», – думал я, глядя в широкие зеркала заднего вида, которые выдвинуты на стойках вперёд.
Далее следует небольшая змейка с заездом на пересечённую местность, чтобы окончательно прикинуть радиус поворота.
Даже на порожней машине руль немного туговат и его приходится размашисто вращать с перехватом, пока не почувствуешь предел поворота колёс. Впрочем, управление без зверских усилий как на педалях, так и на рулевом колесе.
Ориентироваться можно по правому габаритному усу, но это не заменит водителю глазомера. Затем следует упражнение «разворот в ограниченном пространстве». Для лучшего привыкания к габаритам надо бы ещё раз оглянуться в окна и сориентироваться по зеркалам.
А теперь самое захватывающее – прямик длиной 500 метров и правую педаль в пол!
С набором скорости эмоции только нарастают: кажется сам медведь на двухметровом капоте наливается силой. Разгон 40, 45, 50, 55 км / ч! Рокот тутаевского мотора переходит в солидный рёв, а колёса выбивают пыль из бетонки.
Тут же выявляется специфика машины: переключение происходит при повышенных оборотах двигателя.
Но самосвал без рыскания уверенно продолжает разгоняться до 60-ти и тесная территория заставляет сбросить скорость, а так хотелось разогнаться ещё!
Повторные заезды и маневрирование позволили более тонко оценить манеру езды этого гиганта. Акселератор работает своенравно и весьма интересно.
Для того чтобы держать под контролем четыре с лишним сотни лошадей, которые приводят в движение почти 24 тонны порожнего самосвала, нужно аккуратно дозировать тягу.
Поэтому правая педаль в начале хода чуть упирается, словно намекая, мол, ты точно всё продумал, уверен, что справишься, тогда жми сильнее, я откликнусь, не сомневайся!
Позже, возвращаясь на стоянку, неожиданно понял, что за каких-то 30 минут я полностью привык к тяжёлой и габаритной машине и готов прямо сейчас отправиться в забой на погрузку, чтобы оценить езду в загруженном состоянии. Однако, увы. Этих двух, только что построенных самосвалов, уже ожидают заказчики, один в Бурятии, другой в Ростовской области. Вот там водители и наберутся впечатлений.
Семейные узы и десятки отличий
Инструментальные обмеры показали отличия машин по всем параметрам кроме кабины. Для наглядности лучше их привести на схеме в сравнении с прошлогодним автопоездом ТОНАР-95405 для транспортировки горной массы на дальние расстояния.
Кстати, первенец этой рыжей семейки – самосвальный автопоезд с седельным тягачом ТОНАР-45252, невзирая на скепсис критиков, очень полюбился водителям АЛРОСА, где он проходил опытную эксплуатацию.
Сдельная зарплата зависит от тоннажа и кубатуры перевезённого груза, и перевозимые 130 т в кузове автопоезда ТОНАР за одну ходку, в два раза выше, чем у европейских автопоездов. Как всегда бывает, за схожей внешностью близнецов скрываются разные характеры и судьбы.
Все три самосвала таят в себе десятки отличий комплектации, деталировки и технических решений, причём не все отличия так заметны глазу, как например, зеркальные стойки и оптика.
Протестированный угольный самосвал с рамой № 41 на момент тест-драйва уже проходил испытания как «Тонар-45253». Мы даже глянули на все замечания: проблемы с электрикой стеклоочистителей, вентилятором кондиционера, расширительным баком антифриза и тугим рулём… Мелочные гаражные придирки.
Пока обе машины, согласно обозначению, нанесённому на рамах, несут индекс 45251ОН. Второй скальный самосвал с рамой № 52 позволяет судить о том, сколько же всего машин серии ТОНАР-4525, включая капотные, было выпущено с 2013 года.
О нём судить ещё рано, он первый раз выехал на улицу!
Отличия коснулись и ходовой части. Обе машины отличаются конструкцией передней балки и механизмами рулевого управления. С учётом тяжёлых условий работы, гидроусилители с сошками и тягами продублированы и стоят по обе стороны моста. На тестируемом «угольке» классические рулевые редукторы с рулевой трапецией.
А на скальном варианте гидравлическая рулевая рейка. Оба самосвала одинаковой грузоподъёмности оборудованы кузовами ковшового типа и рассчитаны на транспортировку крупнокусковой породы в карьерах, но имеют разную конфигурацию и геометрию. При снаряжённой массе в 23,5 т автомобили способны перевезти до 45 т породы.
С миру по нитке
Глядя на происхождение узлов, агрегатов, приборов и компонентов этого эксклюзивного самосвала, кажется, что весь мир постарался для ТОНАРов модели 45251. На сегодняшний день предлагается два варианта двигателей.
Нашему «угольку» достался 8-цилиндровый 17,24-литровый квадратный тутаевский турбодизель ТМЗ-8437.10 (ход поршня и диаметр цилиндра 140 мм) мощностью 425 л.с.
Самосвалу для скальной породы досталась 450-сильная длинноходная «шестёрка» Cummins QSZ13-450-II родом из КНР.
Два варианта двигателей:
Необходимо сказать, что «скальный» самосвал с «Камминзом» мы не рискнули прогнать в тестовом режиме. Машину собрали буквально за пару дней до презентации и видно, что не все метизы с крепежом и деталями установлены – их всегда ставят по месту. На самосвал не заведён даже бортовой журнал, и заводским испытателям ещё предстоит машину научить ездить.
Коробка передач у обеих машин одна – американский автомат Allison венгерской сборки. Передние балки различимы по толщине. Ведущие мосты одинаковые марки Hande из Поднебесной. Тормозное и пневмооборудование построено в основном на компонентах Wabco из Германии.
Гидроцилиндры подъёма кузова итальянские, марки Penta. Многие РТИ и силиконовые детали прибыли из Санкт-Петербурга, от компании «Хорс». Радиатор системы охлаждения двигателя, масляный теплообменник и интеркулер ТАСПО изготовлены в белорусских Смолевичах.
Кстати, было заметно, что все трубопроводы изготовлены и прилажены на ТОНАРе прямо по месту. А вот сиденья водителя и пассажира, носящие марку Grammer были сделаны в Республике Татарстан, в городе Елабуга.
Шины марки AEOLUS, консолидированного предприятия, учреждённого Таможенной администрацией Народной Республики Китай.
И опять немного матчасти
Бесспорно, что главные достоинства этого специфического грузовика кроются отнюдь не в кабине. Наиболее интересны здесь надстройка и ходовая часть. Но стоит сказать о деталировке. Многие узлы закрыты толстыми металлическими листами или упрятаны в бронированные короба, как, например, аккумуляторная батарея или топливный бак. Впечатляют толстенные стойки зеркал заднего вида.
Тестовый автомобиль для Ростова-на-Дону был оборудован цельнометаллическим кузовом ковшового типа геометрической вместимостью 35 м3, предназначенным для сыпучих грузов. Как было сказано – преимущественно угля. На втором автомобиле, изготовленном для Бурятии, кузов вместимостью 27 м3 предполагает перевозку крупнокусковой скальной породы с фракциями большого диаметра.
Кузова изготовлены из стали 09Г2С, толщина бортов – 6 мм, толщина днища – 12 мм. Для подъёма используется пара подпольно (!) установленных гидроцилиндров Penta, оба кузова с подогревом от выхлопных газов. Грузоподъёмность самосвальной платформы, как уже говорилось, составит 45 т.
Передняя балка на пневморессорной подвеске грузоподъёмностью 13 т. Толстенные карданные валы вращают два ведущих моста задней балансирной тележки на рессорах с резиновыми упругими элементами.
В отличие от гидропневматической подвески такое решение проще, практически не нуждается в обслуживании и работает в диапазоне температур от –60 до +50 °С. Ведущие мосты – Hande 25T с межколёсными и межосевыми блокировками.
Конструкция довольно традиционная для самосвала, причём не только карьерного, а и общестроительного. Только все детали более крупные и массивные, под стать грузоподъёмности и полной массе машины.
Карьерный и дорожный, привычный и родной
Подобная техника производится малыми сериями. Увидеть такой транспорт на обычной дороге, что в лотерею выиграть. На заводской площадке они надолго не задерживаются – машина изготовляется строго на заказ.
Сейчас в России существует порядка 100 компаний, занятых в добыче полезных ископаемых (без учёта 6 монополистов в нефтегазодобыче). Этот рынок очень критичен и тендеры на разработку месторождений недропользователи в регионах зачастую выигрывают безальтернативно.
Для увеличения рентабельности бизнеса ГОКи пытаются снизить расходы не только через закупку экономичной техники, но и большегрузных экспериментальных образцов, на которые имеются налоговые преференции.
«Малотоннажный» карьерный самосвал (70 т полной массы для карьерника не так много) по набору конструкторских решений похож на обычный самосвал, который накачали стероидами.
А ещё плюс ко всему у «4525-х» серий в активе двухосная задняя тележка, а значит, показатель сцепной массы 0,8 позволит более безопасно работать на рудных спусках и обледенелых технологических дорогах – типичной среде обитания для БелАЗов с колёсной формулой 4х2, у которых коэффициент едва дотягивает до 0,7. А вот мягкие грунты такие машины в отличие от шарнирно-сочленённых ADT не любят.
Мотор-колёса, электротяга, дистанционное управление – такие конструкции свойственны ещё более тяжёлой специальной технике, и здесь, конечно, этого не будет. Предел применения гидромеханики мы видели в прошлом году на тесте 90-тонного Terex TR100.
Вот и получается, что при желании специальный транспорт можно сконструировать, широко используя традиционные решения, характерные для массового автотранспорта. Это удобно в эксплуатации, если не ставить во главу угла узкую специализацию такой техники.
Автопоезд ТОНАР-95405 внедорожного габарита в составе капотного седельного тягача ТОНАР-45252 с кабиной собственного производства.
Источник: http://www.gruzovikpress.ru/article/12374-karerniy-samosval-tonar-45251-semeyka-ryjih-monstrov/
По австралийскому варианту. ТОНАР-45252
Текст и фото: dalnoboi.org
Тяжёлые грузовые автомобили представлены в России, в первую очередь, с самосвальными надстройками, и многозвенные самосвальные автопоезда это всё же экзотика, но потребитель захотел, и получил… Уникальный автопоезд создавали на предприятии в Губино около пяти лет, и готовый образец седельный тягач Тонар-45252 со своим специфическим полуприцепом Тонар-95405 был представлен в единственном экземпляре в августе 2016 года. Автопоезд будет транспортировать по технологическим дорогам руду с месторождений до перерабатывающей фабрики.
Cедельный тягач Тонар-45252 с полуприцепом Тонар-95405
Шильда на капоте
Конструктив
В основе конструкции машины — массивная сварная рама, передняя подвеска — с пневмогидравлическими упругими элементами, задняя — с упругими элементами и реактивными штангами.
Шестицилиндровый дизель Cummins QSK19
Шестицилиндровый дизель Cummins QSK19, рабочим объёмом 18,9 литра и мощностью 600 л. с., имеющий богатырский крутящий момент 2644 Нм
Локомотив необычного автопоезда укомплектован шестицилиндровым дизелем Cummins QSK19, рабочим объёмом 18,9 литра и мощностью 600 л. с.
, богатырский крутящий момент 2644 Нм передаётся на задние колёса через семиступенчатую автоматическую коробку передач Allison 4700, оборудованную ретардером и имеющую две передачи заднего хода.
Передний и задний мосты для грузовика поставляет китайская компания Hande.
Вид снизу на ходовую часть
Передняя подвеска седельного тягача ТОНАР-45252 с пневмогидравлическими элементами и реактивным штангами.
Заднюю подвеску с упругими элементами и реактивными штангами спроектировали по заказу МЗ ТОНАР в Австралии, которая славится своими монстровидными автопоездами.
Пневматическая тормозная система — двухконтурная, стояночная система воздействует на задние колёса с приводом от энергоаккумуляторов.
Вид снизу на ходовую часть
Шины размерности 14,00R25 категории скорости Е с индексом несущей способности 170. Но, главное, что кабину и седельно-сцепное устройство разработали сами тонаровцы! Оснащение кабины богато полезными и комфортными опциями: обогрев зеркал, кондиционер, дополнительный сухой автономный отопитель, холодильник, микроволновая печь, активный фильтр для очистки воздуха.
Перспектива с позиции рабочего места
Рабочее место
Система очистки воздуха
Автономный отопитель
Холодильник
Передняя оптика проста и бесхитростна
Гигантский турбонагнетатель
Из технологических опций в тягаче присутствует коробка отбора мощности и гидронасос для привода гидравлического оборудования. Оранжевый тягач на фоне промозглой серости преддверия осени смотрится внушительно и даже вызывающе: габаритная ширина 3 метра, а длина 28,5 м!
Экзополуприцеп
Сочлененный полуприцеп Тонар-95405 имеет боковую разгрузку и рассчитан на перевозку 70 кубометров сыпучего груза. Грузоподъёмность составляет 130 тонн.
Сочлененный полуприцеп Тонар-95405
Сочлененный полуприцеп Тонар-95405 имеет боковую разгрузку и рассчитан на перевозку 70 кубометров сыпучего груза
Новый автопоезд спроектирован для перевозки горной массы и предназначен для её транспортировки на дальние расстояния, что требовалось главному заказчику проекта – компании АЛРОСА. Для изучения всех особенностей инженерам пришлось даже перенять опыт горняков Австралии и ЮАР на месте, где перевозки на дальнее плечо многозвенными автопоездами вполне обыденная работа.
Конкурентное преимущество
Появление такого автомобиля на нашем рынке выглядит вполне логичным шагом: конкурировать в сегменте специальных седельных тягачей для технологических дорог практически не с кем: есть только отдельно ввезённые штучные и очень дорогие импортные экземпляры. Хороший задел на будущее для некогда небольшого скромного производителя «легковых» автоприцепчиков!
Источник: http://dalnoboi.org/blog/2016/09/12/po-avstralijskomu-variantu-tonar-45252/
Тонар-45251. Новый русский
Карьерный автомобиль с колесной формулой 6х4 служит продолжением нового модельного ряда, начало которому положил седельный тягач Тонар-45252, сконструированный и построенный в 2016 году по заказу алмазодобывающей копании «АЛРОСА» (подробности см. «Автопарк» №7/2016).
Фактически с появлением этих машин завод «Тонар» стал первой и пока единственной российской компанией с оригинальной карьерной техникой собственной разработки. Снаряженная масса самосвала составляет 23,5 тонны, грузоподъемность — 45 тонн, максимальная скорость — до 50 км/ч.
Предлагается два варианта исполнения кузова: для перевозки сыпучих грузов и для работы с крупнокусковой породой
Главная особенность новинки — конструкция кабины. В автомобиле 2017 модельного года используется двухместная двухдверная цельнометаллическая кабина, размещенная за двигателем.
Производством кабин для новых грузовиков будут заниматься непосредственно на «Тонаре», где полным ходом идет подготовка к запуску соответствующего участка. Планируется организовать производство полного цикла — от изготовления прессформ до выпуска панелей и окончательной сборки.
Это решение позволит снизить себестоимость изготовления автомобиля, говорят представители завода. Напомним, в самосвале предыдущего исполнения (модель Тонар-4525) использовалась одноместная кабина, которую закупали в Китае.
Вообще, внедряясь глубже в нишу внедорожных самосвалов, компания планирует выдерживать «бюджетную цену». Именно по этой причине в качестве альтернативы 450-сильному китайскому двигателю Cummins QSZ13-450-II клиенты могут заказать машину с «тутаевским» дизелем ТМЗ-8437.10 мощностью 425 л. с.
Размещение гидроцилиндров под кузовом позволяет сэкономить пространство позади кабины
Из ключевых компонентов агрегатной базы импортными остаются лишь автоматическая трансмиссия Allison 4500, 25-тонные ведущие мосты с бортовыми редукторами и 13-тонная передняя ось с кованой балкой — их изготавливает китайская фирма Hande Axle.
Плюс еще узлы пневматической тормозной системы от WABCO и гидрооборудование итальянской компании Penta.
Основные же элементы конструкции самосвала, включая раму и кузов, на производственной площадке в Губино (Орехово-Зуевский район Московской области) изготавливают самостоятельно.
В новой модели самосвала используется двухместная кабина
Кузов машины, вмещающий 27 м3 породы, сварен из легированной износостойкой стали 09Г2С.
Возможны два варианта исполнения надстройки: для перевозки сыпучих грузов самосвальная платформа оснащается задним откидным бортом с верхней осью качания, а для работы с крупнокусковой породой днище и борта кузова свариваются из листов увеличенной толщины (7 и 12 мм соответственно), при этом задний борт отсутствует.
В обоих вариантах с целью предотвращения налипания груза предусмотрен обогрев кузова отработавшими газами. Опрокидывание кузова обеспечивают два гидроцилиндра, которые размещены под днищем с внешней стороны лонжеронов рамы. Такое компоновочное решение большей частью связано с дефицитом свободного пространства вблизи задней стенки кабины.
Задняя подвеска на резиновых упругих элементах практически не требует обслуживания
С момента начала выпуска карьерных самосвалов Тонар-4525 в их конструкцию постоянно вносятся изменения для улучшения надежности, упрощения обслуживания и повышения комфорта водителя.
Например, самосвал в версии 2017 модельного года получил переднюю пневморессорную подвеску (пара пневмобаллонов размещена по оси передней балки). Большой вклад в улучшение труда водителя также вносит применение пневматики между рамой и кабиной.
Что же касается рабочего места водителя, здесь учтены все нюансы эргономики: регулируемое сиденье на пневмоподвеске, возможность подстройки рулевой колонки по углу наклона, места для тахогафа, рации и даже магнитолы. В базовой комплектации предусмотрен кондиционер.
Есть одно неудобство: пол кабины находится на высоте человеческого роста, забираться и покидать рабочее место непросто даже по меркам грузовика.
Задняя подвеска на самосвале балансирная — с применением резиновых упругих элементов. Здесь нет привычных рессор и тем более никакой пневматики. Такое решение обусловлено задачей увеличения надежности при работе в условиях особо больших нагрузок, с которыми не справляются обычные многолистовые рессоры.
Вертикальная нагрузка на средний и задний ведущие мосты передается через четыре упругих элемента, продольные и боковые нагрузки воспринимаются реактивными штангами с резинометаллическими шарнирами.
В сравнении с часто применяемой на тяжелой технике гидропневматической подвеской, подвеска на резиновых упругих элементах конструктивно проще, практически не требует обслуживания и обеспечивает работоспособность в широком диапазон температур: от –60 до +50 °С.
Существенную работу по уменьшению динамических нагрузок на кузов и кабину самосвала выполняют колеса. На грузовик установлены выносливые радиальные шины размерностью 14.00R25. Опционально предлагается система управления давлением в шинах TireBoss.
Для повышения комфорта кабина крепится к раме с помощью пневмоэлементов
На автомобилях применена централизованная автоматическая смазка Lincoln Quicklube. Применение систем такого типа является экономически целесообразным: сокращаются затраты труда и времени, которые присутствуют при обычном способе смазывания узлов, сокращается количество потребляемой смазки за счет ее более эффективного дозирования в 24 точках, объединенных в систему.
Первый экземпляр Тонар-45251 отправится на испытания в Ростовскую область. Еще один грузовик из этой серии будет протестирован на карьере в Бурятии.
Уже в этом году на заводе приступят к проектированию капотных самосвалов с колесными формулами 8х6 и 8х8.
«Мы нашли открытую нишу внедорожных самосвалов и пытаемся в нее внедриться», — сказал на презентации новинок технический директор ООО МЗ «Тонар» Юрий Вайнштейн.
Источник: http://5koleso.ru/avtopark/tonar-45251-novyy-russkiy
Тонар-45251 — новый карьерный самосвал — журнал За рулем
18 января 2016 года
Завод «Тонар», что в подмосковном Губино, ведет родословную с 1990 года и больше известен своей прицепной техникой. Но есть в его производственной программе и автомобили. В 2009 году компания представила семейство седельных тягачей собственной разработки — с кабинами и рядом агрегатов от китайских смежников.
В 2013-м — новая сенсация: под маркой «Тонар» стали выпускать карьерные самосвалы паспортной грузоподъемностью 45 тонн с кузовами объемом 25 и 37 кубометров — негабаритные внедорожные машины, причисляемые к самоходной спецтехнике категории A III.
Напомним, дорожные самосвалы, относящиеся к автомобилям категории С, обязаны иметь габаритную ширину не более 2,55 м и высоту в пределах четырех метров.
По статистике, почти половина российского парка карьерных самосвалов с жесткой рамой — это машины трех младших классов грузоподъемности (30–55 т), тогда как на долю супердорогих, ценой до 10 млн долларов (!), гигантов, перевозящих за один рейс 200–320 тонн, приходится менее трети от общего количества такого рода машин.
Получается, по своему главному параметру «карьерник» порой даже уступает дорожному самосвалу колесной формулой 8х4.
Тем не менее горнодобывающие предприятия, подбирая технику по принципу «специальное всегда лучше универсального», дорожные грузовики не жалуют и держат в парках лишь по бедности либо по необходимости возить сыпучие грузы и по дорогам общего пользования, поскольку в карьерах «дорожники» работают на пределе своих возможностей и быстро выходят из строя.
Прежде всего, у них маловат наружный диаметр колес.
Обычные, с шинами на 22,5 дюйма, под весом груженого кузова уходят в грунт, плохо перекатываются через лежащие на пути крупные куски породы, сопротивление движению возрастает в разы, и тягового усилия, чтобы поднять из карьера тонн сорок породы, может просто не хватить.
Другая причина нехватки тяги — недостаточно большое передаточное число трансмиссии, а конкретно, ведущих мостов.
У дорожных машин оно (с учетом ступичных редукторов) составляет от четырех до восьми, причем последнее значение присуще самым экстремальным и дорогим «майнинговым» версиям, призванным конкурировать с карьерными самосвалами легких классов. Кардинально увеличить передаточное число в других узлах, например, в демультипликаторе КП или раздаточной коробке полноприводных шасси, не получится: свернет карданный вал или ведущую шестерню конической пары редуктора.
Читать далее на сайте Рейс.РФ.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Источник: https://www.zr.ru/content/articles/840690-karernyj-samosval-tonar-45251-ekonomichnyj-variant/
Алмазовоз для Якутии: 130-тонный самосвальный автопоезд ТОНАР-45252
Презентация нового самосвального автопоезда из тягача ТОНАР-45252 и двухзвенного прицепного состава ТОНАР-95405 типа B-Train состоялась в конце августа прошлого года. Эта уникальная машина не имеет аналогов в СНГ. Она была разработана специально для алмазодобывающей промышленности, поэтому имеет такие внушительные размеры: габаритная ширина 3 м, а длина достигает 28 м.
Заказчик — крупнейшая компания «АЛРОСА», на долю которой приходится 95 % российского рынка добываемых алмазов и четверть мирового.
Необходимость в современном 130-тонном автопоезде возникла из-за увеличения на 22 км длины плеча от месторождения на трубке Зарница (Удачнинский ГОК) до перерабатывающего завода.
Кроме того, в 2018 году «АЛРОСА» прицелилась на разработку Верхнемунского месторождения, где длина плеча составит уже все 170 км.
В обоих случаях прокладка железной дороги невыгодна, поэтому руководство решило остановиться на транспортировке грузов при помощи автопоездов ТОНАР. Для этого понадобиться насыпать 170-км технологической автодороги шириной 8 м и закупить около 37–50 автопоездов.
Первый «алмазовоз» уже направлен в Усть-Кут, где машина пройдет практические испытания на АТТ № 3 УГОК. Если автопоезд себя зарекомендует, начнутся переговоры о дальнейших закупках.
Массогабаритные характеристики впечатляют: 20-тонный тягач габаритами 9,74х3,0х3,7 м рассчитан на транспортировку прицепа полной массой 167 т (при номинальной грузоподъёмности 116,7 т).
Тягач оборудован алюминиевой кабиной, которая была сконструирована на ТОНАРе при помощи робота FANUC и комплекта ПО. Дабы облегчить жизнь водителя автопоезда, которому придется мотаться туда-обратно на расстояние в 170 км, в подрессоренном кабинном модуле установили холодильный бокс WAECO, микроволновуюпечь Daewoo, систему очистки воздуха, кондиционер и отопитель.
Массивная рама сварена из стали класса 16 марки 09Г2С (диапазон рабочих температур от +425 до –70 °С). Заднюю подвеску с упругими элементами специально заказывали из Австралии (рессорная для таких целей не годится), а переднюю пневмогидравлическую c реактивным штангами купили в Голландии.
Учитывая тяжёлые условия эксплуатации машины, мосты Handle Axle с главной передачей DZ9112000695 имеют несколько бóльший входящий крутящий момент, чем гидромеханическая КП Allison 4700 OFS c входным моментом 2508 Н∙м (брутто). Она оборудована ретардером и имеет 7 ступеней переднего хода и 2 заднего.
Однако такая КП больше подходит для менее мощных двигателей. Так, рядный 6-цилиндровый турбодизель Cummins QSK19-C600 рабочим объёмом 18,9 л и мощностью 600 л.с.
, выдаёт крутящий момент 2644 Н∙м (при 1300–1500 об / мин) и в последующем есть желание применить более мощную трансмиссию Allison 6620 с крутящим моментом чуть больше 3000 Н∙м.
Рабочая пневматическая тормозная система с барабанными механизмами сделана двухконтурной, а стояночная система на задние колёса с приводом от энергоаккумуляторов. На машине применены шины размерности 14,00R25 категории скорости Е с индексом несущей способности 170. В оборудование входят обогрев зеркал, КОМ, гидронасос для привода гидрооборудования.
Седельно-сцепное устройство под шкворень 4 дюйма спроектировали в Австралии. Но плиту, рассчитанную на нагрузку в 60 т, уже изготовили у себя на заводе в Губино. Сочленённый 2-звенный 21,8-метровый полуприцеп ТОНАР-95405 с левосторонней разгрузкой рассчитан на перевозку 70 кубометров породы. Полуприцепы оборудованы двумя кузовами размерами 9,4х3,0 м и снабжены гидроцилиндрами Penta.
Источник: http://the-blogger.ru/2017/05/almazovoz-dlya-yakutii-130-tonnyj-samosvalnyj-avtopoezd-tonar-45252/
“Тонар” выпустил усиленный тягач модели 6428 с нагрузкой на ССУ до 32 тонн
7 Март — 3:34 / / Автор: Stop-TussiN
Машиностроительный завод «Тонар» представил новинку — усиленную модификацию своего известного трехосного седельного тягача Тонар-6428 (6х4). Новый автомобиль, получивший наименование Тонар-6428-0000010-30, предназначен для эксплуатации в особо тяжелых условиях и транспортировки полуприцепов большой грузоподъемности.
Его отличительные особенности — усиленная рама; усиленные передняя подвеска с амортизатором и трехлистовой рессорой и передняя балка с тянущим усилием до 20 тонн; задняя балансирная подвеска с осями, допускающими нагрузку на ССУ до 32 тонн. Колеса задние — увеличенной грузоподъемности с посадочным размером 24 дюйма, передние — 22,5 дюйма.
Высота седельно-сцепного устройства — 1400 мм.
Усиленный «Тонар» оснащается тем же 412-сильным дизелем с турбонаддувом ЯМЗ-650.10 и той же 12-ступенчатой механической коробкой передач Fast Gear 12JS200TA, что и базовая модель. На все «тонаровские» автомобили устанавливается двухместная кабина со спальным местом модели МАN F2000.
Расположенный в Московской области машиностроительный завод «Тонар» (ООО МЗ «Тонар») является крупнейшим в России производителем полноразмерных грузовых полуприцепов и третьим, после НефАЗа и ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ», производителем прицепов.
В продуктовой линейке предприятия — прицепы и полуприцепы для грузоперевозок и широкий спектр кузовных надстроек как для автомобилей, так и для прицепной техники.
Кроме простых кузовов с бортовой платформой и тентовых фургонов предприятие изготавливает изотермические фургоны и рефрижераторы из сэндвич-панелей собственного производства, самосвальные установки со скругленными кузовами. С 2001 года «Тонар» располагает собственным производством осей для прицепной техники.
С 2008 года развивает направление прицепной сельскохозяйственной техники. С января 2011 года завод является сертифицированным производителем грузовых автомобилей. Модельный ряд включает седельные тягачи Тонар-5422 (4х2) и Тонар-6428 (6х4), а также самосвал Тонар-6528 (6х4) полной массой 33,5 тонны.
BMW 720 | Ford tempo | БМВ м3 | Лада гранта
Читайте также
За агрессивное вождение предложили лишать прав на 2 года
Kia cee’d подорожал после рестайлинга
Информация по кредитованию
Спектр вариантов кредитов, предоставляемый акционерным коммерческим банком Абсолют Банк гражданам Российской Федерации для приобретения автомобилей в личное или рабочее пользование, является весьма развитым и включает гибкие предложения, из которых каждый обратившийся может..
Приобретение автомобиля — пожалуй, одно из важных событий в жизни отечественного потребителя. ООО КБ Ренессанс Капитал разработал специальную программу Ренессанс Кредит , предоставляющую населению услуги автокредитования. Программа предусматривает два способа..
Многие из нас хотят приобрести автомобиль в кредит на выгодных для себя условиях, но теряются в многообразии предложений на рынке автострахования. Попробуем разобраться в сути проблемы на примере, кредитной программы предлагаемой Русфинанс Банком. Изучив тенденции авторынка,..
Источник: http://subcar.org/news/21242/