КрАЗ-255
КрАЗ-255 – популярный советский грузовой автомобиль-вездеход с колесной формулой шесть на шесть, получивший прозвища «лапоть», «луноход» и «лапотник». Его выпуск стартовал в 1967-ом году на Кременчугском автомобильном заводе. С производства модель была снята в 1993-ом году.
Основой для создания КрАЗа-255 послужил КрАЗ-214. От него автомобилю досталась общая компоновка.
Среди ключевых отличий – широкопрофильные шины, снабженные системой регулирования давления, и более экономичный и мощный двигатель «ЯМЗ-238». Необходимость модернизации КрАЗа-214 назрела в середине 60-х годов.
Грузовик, вполне приемлемый для своего времени, начал проигрывать конкурентам по техническим параметрам. В итоге появился новый полноприводный тяжеловоз. Внешне от предшественника КрАЗ-255 практически не отличался.
В 1969-ом году модель приобрела обновленный дизайн передней светотехники. Поворотники и фары установили в металлические прямоугольные короба. Ранее фары располагались отдельно от поворотников.
Тягач использовался для перевозки личного состава и грузов по бездорожью и дорогам и был лидером в рейтинге надежности и технической эстетики.
В период, когда народнохозяйственным объектам и армии был необходим трехосный грузовик с высокой проходимостью, способный передвигаться по дорогам І и ІІ типа, создание КрАЗа-255 было необходимо.
Повышенную проходимость модели обеспечили одноколесная ошиновка, постоянный полный привод, функция регулировки компрессии в шинах и небольшие свесы.
Видео
Техника прошла много испытаний и работала в экстремальных условиях, но подводила очень редко. Количество выпущенных моделей КрАЗ-255 составляло 25% от общего количества производимых на заводе.
Небольшая стоимость, отличная проходимость, ремонтопригодность и неприхотливость обеспечили высокую популярность автомобиля в Африканских и Азиатских государствах.
До 85% грузовиков Кременчугский завод экспортировал.
Модификации
Существовали несколько модификаций грузовика КрАЗ-255:
- КрАЗ-255Б стал базовым автомобилем с шасси или платформой, не получившей шасси. Выпуск грузовика стартовал в 1967-ом году. Он предназначался для буксировки и перевозки прицепов и грузов по различной местности. Шасси КрАЗа-255Б активно использовалось для монтажа бурильных установок, сваезабивочных машин, экскаваторов, цементировочных агрегатов и прочих видов техники;
- КрАЗ-255Б1 – версия с раздельным приводом тормозов. Ее выпуск начался в 1979-ом году;
- КрАЗ-255В – седельный тягач, используемый для буксировки полуприцепов массой в 26 тонн по дорогам, имеющим твердое покрытие, и 18 тонн по любым дорогам;
- КрАЗ-255Д – модификация с активным полуприцепом ММЗ-881;
- КрАЗ-255Л – лесовоз, оснащенный прицепом-роспуском ТМЗ-803К.
Технические характеристики
Автомобиль КрАЗ-255 считается крупногабаритным транспортом. Длина грузовика составляет 8645 мм, высота – 2940 мм (с тентом – 3175 мм), ширина – 2750 мм, колесная база – 4600 мм. При этом радиус поворота техники равняется 14200 мм. Благодаря мощному двигателю и дорожному просвету в 360 мм тягач может преодолевать брод глубиной 1000 мм и подъем в 58%.
Передняя и задняя колея у автомобиля составляет 2160 мм. При массе в 11950 кг модель имеет грузоподъемность в 7500 кг. КрАЗ-255 способен развивать скорость в 71 км/час.
Расход Топлива КрАЗ 255
На 100 км пути тягачу требуется около 40 литров топлива. Благодаря двум объемным бакам (по 165 литров) запас хода автомобиля составляет 750 км.
Двигатель
Все модификации КрАЗа-255 комплектуются 8-цилиндровым V-образным дизельным агрегатом «ЯМЗ-238» (производитель – Ярославский моторный завод). Данный двигатель имеет на каждый цилиндр по два клапана и предпусковой подогреватель, позволяющий заводить машину при минусовой температуре.
Параметры силовой установки «ЯМЗ-238»:
- рабочий объем – 14,86 л;
- номинальная мощность – 240 л.с.;
- максимальный крутящий момент – 883 Нм;
- частота вращения – 2100 об/мин;
- степень сжатия – 16,5.
Устройство
Внешне КрАЗ-255 выглядит довольно беспритязательным. Деревянная кабина, рассчитанная на три места, оббита стальной обшивкой и расположена за двигателем. Приборная панель максимально упрощена и имеет небольшое количество примитивных индикаторов и механизмов. В 1969-ом году облик грузовика несколько изменился.
Передняя часть получила новую систему освещения, монтируемую в единый корпус прямоугольной формы. Также в кабине появились стеклоомыватели, обновленное кресло с пружинистой подвеской, комплексом дополнительных настроек и гидроамортизатором, обогреватель панорамного стекла, съемное спальное ложе и отопительная система.
Водительское сиденье стало подрессоренным и получило регулировку по росту и массе.
Кузов КрАЗа-255 выполнен в виде грузового металлического помоста с решетчатым бортом, открывающимся в задней части, арками, боковыми откидными сиденьями и тентом.
Фото
Удобства управления тягачом добавляют рычаги КПП, осевого дифференциала, лебёдочного механизма и ручного тормоза, установленные в кабине.
Простоте эксплуатации и удобству управления автомобиля в процессе конструирования было уделено особое внимание. Изначально тягач комплектовался пневматическим усилителем руля, на смену которому вскоре пришла гидравлика. Для рулевого устройства характерно передаточное соотношение в 23,6.
Преимущества КрАЗа-255 заключаются не только в комфортном салоне. Дорожная формула шесть на шесть предусматривает наличие сразу трех ведущих мостов, что делает модель сверхпроходимой.
Грузовик получил передовую для того периода трансмиссию «ЯМЗ-236Н» с 2-дисковым сухим фрикционным сцеплением. 2-ступенчатая механическая раздаточная коробка была оснащена межосевым дифференциалом для задней и средней оси.
Карданная передача КрАЗа-255 включает 5 карданов открытого типа и промежуточную стойку. Каждый мост предназначен для конкретных узлов и является ведущим.
Обновленная передняя подвеска оснащена парой телескопических 2-сторонних гидроамортизаторов и осевых полуэллиптических рессор. Задняя подвеска расположена на 6-ти реактивных металлических штангах и 2-х осевых полуэллиптических рессорах.
КрАЗ-255 оборудуется барабанными тормозами с 2-контурной пневматической передачей. Разжимание происходит через кулачковое устройство. Стояночный тормоз представляет собой барабанно-трансмиссионное устройство с механической передачей.
Необыкновенно продолжительная жизнь автомобиля обусловлена высоким качеством деталей и удачной конструкцией. Выпуск КрАЗа-255 был приостановлен по личным побуждениям Кременчугского завода в 1993-ом году. При этом заказов на модель в тот момент было довольно много.
Цена нового и б/у КрАЗа 255
Новый автомобиль КрАЗ-255 купить не удастся, поскольку модель снята с производства. Варианты 1990-1993-го годов обойдутся в 600-700 тысяч рублей.
Арендовать КрАЗ-255 довольно тяжело. При этом стоимость аренды составляет 1000-1100 рублей за час.
Аналоги
Аналогами автомобиля КрАЗ-255 считаются грузовые модели Урал-4320, Урал-375Д и ЗИЛ-131.
Источник: https://gruzovo.com/kraz-255.html
Описание и технические характеристики КрАЗа-255
КрАЗ-255 – один из наиболее часто встречаемых грузовых автомобилей на территории бывшего СССР.
Он применялся как в военной сфере (для перевозки людей, техники, в качестве платформы для различного вооружения), так и в мирных целях: в строительстве, при добыче полезных ископаемых.
Несмотря на свой возраст, платформа и технические характеристики данного грузовика более чем актуальны до сих пор.
Эксплуатационные параметры и особенности двигателя КрАЗа-255
В качестве силовой установки в автомобиле используется двигатель с отличными рабочими величинами под названием ЯМЗ-238. Год разработки – 1950-й, его сконструировали на Ярославском моторном заводе.
В качестве топлива применяется самый обычный дизель. Причем качество его не важно: в рабочей камере одинаково хорошо сгорит как топливо класса ЭКТО, так и старая советская солярка.
Предлагаем рассмотреть достоинства культиваторов Викинг 685 и других предшествующих моделей.
Из следующей статьи вы узнаете технические характеристики КамАЗа-53215.
ЯМЗ-238 имеет следующие особенности конструкции:
- современная версия оснащается турбонаддувом (ранее данная опция не устанавливалась);
- двигатель может оснащаться 6-ю или 8-ю цилиндрами;
- количество рабочих тактов – 4;
- в качестве системы питания используется механический ТНВД;
- блок цилиндров изготавливается из чугуна;
- охлаждается работающий двигатель при помощи жидкости;
- все цилиндры располагаются друг по отношению к другу под углом 90 градусов V-образным способом;
- тип нижневального механизма – OHV с верхним расположением клапанов;
- расстояние от нижней до верхней мертвой точки – 140 мм.
Так как в качестве системы питания камер сгорания используется самый обычный, механического типа ТНВД, то каждый цилиндр оснащается своей собственной насосной станцией. Все они осуществляют непосредственный впрыск.
Именно за счет этого достигается столь большой крутящий момент – 1 765 Н×м. Мощность двигателя ЯМЗ-238 (базовой его версии) составляет 177 кВт или 240 л. с.
Непосредственно в развале блока цилиндров расположились впускные магистрали. OHV находится рядом с коленчатым валом. В движение он приводится при помощи пары шестерен, которые крепятся в передней части корпуса самого двигателя.
Количество клапанов – пара на каждый рабочий цилиндр.
Особое внимание конструкторы уделили шатунным рейкам: они расположены по отношению к коленчатому валу под углом 90 градусов. Именно это позволяет обеспечить полностью синхронные вспышки, что делает работу двигателя очень равномерной и тихой.
Сами гильзы цилиндров изготавливаются из высокопрочного чугуна, благодаря этому ресурс двигателя увеличивается во много раз, что позволяет осуществлять капитальный ремонт всего один раз на 800 тыс. км пробега.
Коленчатый вал выполнен из высокопрочной стали методом горячей штамповки. Четные и нечетные по счету кривошипные механизмы располагаются друг по отношению к другу под углом в 180 градусов (находясь при этом в одной плоскости).
Совсем недавно были выпущены КрАЗы с новыми, модифицированными двигателями на основе ЯМЗ-238. Конструкция их позволяет выполнять экологические нормы ЕВРО-3.
Дальнейшая модификация для соответствия более высоким экологическим нормам практически невозможна по заявлению разработчиков. Тем не менее данная силовая установка продолжает использоваться практически во всех моделях КрАЗа.
Максимальная скорость, развиваемая грузовиком, равна 71 км/ч. До 60 км/ч время разгона составляет 40 с.
Нормативы нагрузок КрАЗа-255
Рассматриваемый автомобиль очень вынослив. Он отлично справляется со всеми допустимыми нагрузками, на которые рассчитан:
- нагрузка на переднюю ось составляет 4 920 кг (при полной загрузке);
- на задние две оси (второй и третий мосты) – 6 250 кг;
- суммарная масса автомобиля и груза – 19 450 кг;
- допустимый вес дополнительного прицепа – 10 000 кг при движении по дорогам общего назначения;
- допустимый вес при движении по дорогам с особо твердым покрытием – 30 000 кг.
Габаритные размеры автомобиля КрАЗ довольно велики, но вполне обоснованы его назначением:
- ширина вместе с тентом или бортовой платформой – 2 750 мм;
- длина от переднего бампера до фаркопа (если таковой предусмотрен конструкцией) – 8 645 мм;
- высота от протектора резины до самой высокой точки тента – 3 175 мм;
- масса без учета перевозимого груза и заправочных жидкостей – 11 950 кг.
Кабина грузовика оснащается тремя местами: два для пассажиров и одно для водителя. Пассажирские кресла спарены, водительское сиденье размещено отдельно. При необходимости можно легко изменить его высоту – буквально одним движением руки.
Каркас кабины выполнен из дерева и обшит листовой сталью. Теплоизоляция внутри не очень хороша, но это с лихвой компенсируется мощной печкой.
Устройство и технические характеристики трансмиссии, тормозной системы
В качестве сцепления в КрАЗе-255 используется типовая модель, применяемая на всех автомобилях с подобными габаритными размерами и спецификой эксплуатации. Она имеет следующие технические характеристики и свойства:
- тип сцепления – фрикционный;
- в зацепление входят два диска;
- в конструкции используются пружины цилиндрического типа;
- сами диски работают без смазки, масляная ванна отсутствует.
Так как двигатель КрАЗа разрабатывался довольно давно, он не предусматривает установку автоматической КПП. Именно поэтому грузовик оснащается только механической коробкой. Она имеет следующие особенности конструкции:
- используются неподвижные оси валов;
- присутствуют шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении (исключая шестерни первой передачи и заднего хода);
- коробка является трехходовой;
- количество передач – пять;
- имеются синхронизаторы, которые компенсируют отсутствие делителя (применяемого в КамАЗе), работают на второй-третьей и четвертой-пятой передачах.
Раздаточная коробка имеет следующие особенности и технические характеристики:
- тип – механический;
- включает в себя вал отбора мощности (для лебедки);
- имеются две ступени и межосевой дифференциал.
Карданная передача состоит из нескольких основных частей:
- валов открытого типа;
- промежуточных опор;
- карданных валов.
Оснащается КрАЗ тремя ведущими мостами, именно благодаря им он славится на весь мир своей поразительной проходимостью.
Некоторые особенности имеет конструкция переднего моста: в нем присутствуют ШРУСы (дополнительные шарниры равных угловых скоростей). Именно они отвечают за передачу крутящего момента во время поворота на передние колеса.
Внимание! На среднем же мосту присутствует специальная площадка, предназначенная для монтажа опоры карданного вала заднего моста.
Передняя и задняя подвески имеют различное устройство и технические характеристики:
- передняя опирается на две полуэллиптические рессоры, которые снабжаются парой амортизаторов (гидравлические, работают в две стороны);
- задняя подвеска крепится на две продольные рессоры полуэллиптического типа (оснащаются тремя парами реактивных штанг).
Тормозная система стандартна, отличается она лишь довольно большим весом.
В нее включены следующие элементы:
- тормозные колодки;
- тормозные барабаны;
- пневматический привод и вакуумный усилитель;
- дополнительный тормозной мотор (осуществляет замедление).
Величина тормозного пути автомобиля при различных весах:
- при скорости в 40 км/ч – 17 м;
- при скорости в 40 км/ч с прицепом – 18,5 м.
Дополнительное оборудование, заправочные емкости и ходовые характеристики
Автомобиль оборудуется двумя баками, в каждый из них помещается 165 л дизельного топлива. Запас хода равен приблизительно 750 км на двух полных заправочных емкостях.
Расход топлива составляет приблизительно 30-40 л на каждые 100 км пути. Для разворота КрАЗу понадобится 14,5 метров свободного пространства.
Допустимые крены двигателя позволяют преодолевать подъемы с довольно большим уклоном – до 58о, причем с полной нагрузкой (она составляет 7 500 кг). При необходимости КрАЗ-255 может легко преодолевать небольшие броды глубиной не более 1 м.
КрАЗ-255 оснащается различным дополнительным оборудованием, которое делает эксплуатацию проще и добавляет функциональности машине:
- седельно-сцепное устройство;
- лебедка;
- предпусковой подогрев двигателя;
- система регулировки давления воздуха в шинах.
Автомобиль довольно габаритный, поэтому литраж заправочных емкостей довольно велик. Их следует заливать в следующем количестве:
- 51 л тосола или антифриза в систему охлаждения;
- 32 л моторного масла необходимо для качественной смазки двигателя во время работы;
- 3,9 л – для нормальной работы гидроусилителя;
- 16 л масла требуется для смазки раздаточной коробки;
- 1,25 л масла заливается в картер рулевого управления;
- каждый мост требуется наполнить 12-ю литрами специального трансмиссионного масла;
- 0,75 л понадобится каждому амортизатору для нормального функционирования.
Несмотря на год разработки грузовика и использование в конструкции устаревших систем, его до сих пор продолжают эксплуатировать. Причин тому много.
В первую очередь, это надежность и ремонтопригодность: благодаря простоте конструкции выполнять как мелкие ремонтные работы, так и капитальные, довольно просто.
На сегодняшний день легко найти все необходимые комплектующие к КрАЗу-255.
Также модель выгодно отличается от своих аналогов довольно низкой ценой: стоимость подержанного автомобиля может колебаться в очень широких пределах (от 300 до 800 тыс. рублей в зависимости от состояния), что является довольно весомым аргументом в пользу его приобретения.
Посмотрим следующее видео и изучим технические характеристики КрАЗа-255 б1:
Источник: http://spez-tech.com/tehnika/gruzovie-avto/kraz/opisanie-i-harakteristiki-255.html
Грузовики » КРАЗ 255 шасси
КРАЗ 255 Б1 шасси 6х6.1, с дизельным двигателем ЯМЗ 238 М2. КРАЗ 255 Б1 бортовой, 6х6.1, с дизельным двигателем ЯМЗ 238 М2. Выпускается Кременчугским автозаводом с 1979 г.
Кузов – металлическая платформа с откидным задним бортом, оборудована дополнительными, решетчатыми бортами с боковыми откидными скамейками, предусмотрена установка дуг и тента.
Кабина – трехместная, деревометаллическая, расположена за двигателем, сиденье водителя – подрессоренное, регулируется по весу водителя, длине, высоте и наклону спинки. На автомобиле предусмотрена установка лебедки. Основной прицеп – МАЗ-8926 (армейский). С 1967 до 1979 гг.
выпускался КрАЗ-255Б, отличающийся отсутствием раздельного привода рабочих тормозов.
Грузоподъемность (без лебедки), кг – 8020 Снаряженная масса (без лебедки и дополнительного снаряжения), кг − 11170 − на переднюю ось − 4920 − на тележку − 6250 Полная масса, кг: − 19415 − на переднюю − 5190 − на тележку − 14225 Допустимая масса прицепа, кг: − по всем видам дорог и местности, кг − 10000 − по дорогам с твердым покрытием, кг − 30000 − по дорогам с твердым покрытием, кг − 30000 Максимальная скорость, км/час: − автомобиля − 71 − с прицепом полной массой 10000 кг − 71 Время разгона автомобиля до 60 км/ч, с – 40 Выбег автомобиля с 50 км/ч, м – 650 Макс. преодолеваемый подъем, град.: − автомобилем − 58 − автопоездом − 32 Тормозной путь автомобиля с 50 км/ч, м: − автомобиля − 17,2 − автопоезда − 18,4 Контрольный расход топлива автомобиля при скорости 60 км/ч, л/100 км, л – 35,3 Глубина преодолеваемого брода с твердым дном при номинальном давлении воздуха в шинах, м – 1 Радиус поворота, м: − по внешнему колесу − 13,5 − габаритный − 14,2
Двигатель – Мод. ЯМЗ-238М2, дизель, V-o6p. (90°), 8-цил., 130×140 мм, 14,86 л, степень сжатия 16,5, порядок работы 1-5-4-2-6-3-7-8, мощность 176 кВт (240 л.с.
) при 2100 об/мин, крутящий момент 883 Н-м (90 кгс-м) при 1450-1600 об/мин; ТНВД – 8-секционный, золотникового типа, с топливоподкачивающим насосом низкого давления, муфтой опережения впрыска топлива и всережимным регулятором частоты вращения. Форсунки – закрытого типа.
Воздушный фильтр – сухой, со сменным фильтрующим элементом и индикатором засоренности. Двигатель оснащен предпусковым подогревателем ПЖД-44МБУ теплопроизводительностью 32000 ккал/ч
Трансмиссия
Сцепление: мод. ЯМЗ 238 − мод. ЯМЗ 238, двухдисковое, с периферийными пружинами, привод выключения
− привод выключения − механический
Коробка – передач: мод. ЯМЗ 236Н, передаточные числа − 5-ступенчатая, с синхронизаторами на II, Ш, IV и V передачах
− III − 1,52
− IV − 11 − V − 0,66 − ЗХ − 5,48 Раздаточная коробка: 2-ступенчатая, − с межосевым блокируемым дифференциалом среднего и заднего мостов − передаточное число – высшая − 1,23 − передаточное число – низшая − 2,28 − управление раздаточной коробкой − тремя рычагами Карданная передача состоит из пяти валов: коробка передач – раздаточная коробка, раздаточная коробка – передний мост, раздаточная коробка – средний мост, раздаточная коробка – задний мост (два вала с промежуточной опорой). Главная передача ведущих мостов – двойная с коническими спиральными и цилиндрическими прямозубыми шестернями, передат. число – 8,2 1. Передний ведущий мост- с шарнирами равных угловых скоростей дискового типа (Тракта) Колеса: − бездисковые − обод 440 – 533 − крепление − 6 болтами с прижимами − число колес − 6+1 Шины:
− широкопрофильные − мод. ВИ-3 или ВИД-201
− размеры − 1300×530-533 − давление − с регулируемым давлением воздуха в пределах 1,0-3,5 кгс/см в зависимости от дорожных условий Подвеска: передняя − на двух полуэллиптических рессорах с амортизаторами, концы рессор установлены в резиновых подушках опорных кронштейнов − задняя − балансирная, на двух полуэллиптических рессорах с шестью реактивными штангами, концы рессор – скользящие Тормозная система: рабочая тормозная система − с барабанными механизмами (разжим − стояночный тормоз − трансмиссионный, барабанный с механическим приводом, установлен на выходном валу раздаточной коробки и действует на задний мост − запасной тормоз − один из контуров рабочей тормозной системы − вспомогательный тормоз − моторный замедлитель с пневматическим приводом включения − привод тормозов прицепа − комбинированный (двух и однопроводный) − − Имеется влагоотделитель с термодинамической очисткой сжатого воздуха от влаги и спиртовой предохранитель против замерзания конденсата Рулевой механизм: винт и шариковая гайка-рейка − находящаяся в зацеплении с зубчатым сектором. Гидравлический усилитель воздействует на продольную рулевую тягу и состоит из силового цилиндра и распределителя − передаточное число − 23,6 − давление масла в усилителе, кгс/см. кв − до 70 Электрооборудование: акуммуляторная батарея − 6СТ 182ЭМ (2 шт.) − напряжение, в − 24 − генератор − Г228 с регулятором напряжения − стартер − 25.3708 или СТ103А-01 Лебедка: барабанного типа, с червячным редуктором − оборудована ограничителем навивки троса, ленточным тормозом и предохранительным устройством от перегрузки лебедки − привод лебедки − карданным валом от коробки отбора мощности − тяговое усилие − 8-12 т − рабочая длина троса, м − 55 − диаметр троса, мм − 22 − максимальное отклонение троса от продольной оси автомобиля при выдаче его − вперед 300, назад 450 Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы, л: топливные баки − 2х165, диз. топливо − система охлаждения − 51 (с подогревателем), вода, тосол А40 или А65 − система смазки двигателя − 32, летом М-10В, зимой М-8В, всесезонно М-6/10В − картер рулевого механизма − 3,9, масло марки Р
− картер коробки передач − 1,25, ТАП-15В (заменитель ТСп-15К)
− раздаточная коробка с картером привода переднего моста − 16, при температурах до минус 25°С – ТАП-15В (заменитель ТСп-15К), при температурах ниже минус 25°С – ТСп-10 (заменитель смесь ТА-15В или ТСп-15К с 10% арктического или зимнего диз.топлива)
− картеры среднего и заднего мостов − 12, каждый и картер переднего моста – 13,8 л, при температурах до минус 25°С – ТАП-15В (заменитель ТСп-15К), при температурах ниже минус 25°С – ТСп-10 (заменитель смесь ТАП-15В с 10-15% арктического или зимнего диз. топлива) − картер переднего моста − 11, смазки те же, что и для среднего и заднего мостов
− шаровые опоры переднего ведущего моста − 2×3 кг, смазка Лита, смесь 50% смазки AM (карданная) и 50% ТАП-15В (заменитель – смесь 50% Литол-24 и 50% ТАП-15В)
− картер редуктора лебедки − 5,6 (см. масло для двигателя) − амортизаторы передней подвески − 2×0,75, масло АУ, жидкость АЖ-12Т − предохранитель против замерзания конденсата в тормозном приводе − 0,18, технический этиловый спирт Масса агрегатов, кг: двигатель со сцеплением и коробкой передач − 1385 − коробкой передач − 248 − раздаточная коробка − 420 − передний мост − 927 − задний и промежуточный мосты − по 830 − рама − 930 − кабина в сборе и с оперением − 638 − платформа с дугами и тентом − 1014 − рессора передняя − 79 − рессора задняя − 115 − колесо в сборе с шиной − 225 − балансиры задней подвески в сборе с осью и кронштейнами − 240 − платформа с дугами и тентом − 1014 − рессора передняя − 79 − рессора задняя − 115 − колесо в сборе с шиной − 225
− балансиры задней подвески в сборе с осью и кронштейнами − 240
Источник: http://aralex.ru/kraz-255-shassi
КрАЗ-255Б1 (6X6)
Технические характеристики автомобиля КрАЗ-255Б1
Выпускается Кременчугкским автомобильным заводом с 1979 года.
Кузов автомобиля — металлическая платформа с задним открывающимся бортом. Автомобиль оборудован дугами, тентом и лебёдкой, расположенной под кузовом. Кабина — трехместная, деревометаллическая.
С 1967 по 1979 г. выпускался автомобиль КрАЗ-255Б. Основное его отличие от КрАЗ-255Б1 — отсутствие раздельного привода тормозов.
Грузоподъемность, кг:
#i по дорогам с твердым покрытием — 75000
Допустимая масса прицепа, кг:
#i по дорогам с твердым покрытием — 30000 #i по грунту — 10000
Собственная масса, кг — 11650
#i В том числе на переднюю ось — 5010 #i В том числе на тележку — 6640
Полная масса, кг — 19525
#i В том числе на переднюю ось — 5300 #i В том числе на тележку — 14075
Дорожные просветы под осью, мм:
#i передней — 360 #i средней и задней — 360
Радиус поворота, м:
#i по оси следа внешнего переднего колеса — 13,5 #i наружный габаритный — 14,5
Максимальная скорость, км/ч — 71
Тормозной путь со скорости 40 км/ч, м — 17,2
Контрольный расход топлива при скорости 50 км/ч, л/100 км — 36
Двигатель ЯМЗ-238, дизельный, четырехтактный, восьмицилиндровый, V-образный.
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм — 130X140
Рабочий объем, л — 14,86
Степень сжатия — 16,5
Порядок работы цилиндров — 1—5—4—2—6—3-7-8
Максимальная мощность, л. с. (кВт) — 240 (176,5) при 2100 об/мин
Максимальный крутящий момент, кгс-м (Н-м) — 90 (882,6) при 1500 об/мин
ТНВД — восьмиплунжерный
Форсунки — закрытого типа
Напряжение электрооборудования — 24B
Аккумуляторная батарея — 6ТСТ-182, 2 ШТ
Генератор — Г288-А
Регулятор напряжения — 11.3702
Стартер — СТ103
Сцепление ЯМЗ-238, двухдисковое сухое
Коробка передач ЯМЗ-236Н, пятиступенчатая с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах
Раздаточная коробка двухступенчатая с межосевым дифференциалом
Главная передача двойная, пара конических спиральных и пара цилиндрических шестерен
Передаточные числа:
#i коробки передач — I—5,26; II—2,90; III-1,52; IV—1,0; V—0,66; З.Х.—5,48 #i раздаточной коробки — I—2,28; II—1,23 #i главной передачи — 8,21
Рулевой механизм двухступенчатый, винт-гайка и рейка-сектор с гидроусилителем, передаточное число — 23,6
Подвеска:
#i передняя на двух продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические телескопические #i задняя балансирная на двух полуэллиптических рессорах с реактивными штангами
Тормоза:
#i рабочий барабанный с раздельным пневматическим приводом #i стояночный барабанный на трансмиссию с механическим приводом #i вспомогательный моторный с пневматическим приводом
Число колес — 6+1
Размер шин — 1300Х530-533 широкопрофильные
Давление воздуха в шинах:
#i передних колес, кгс/см2 — 3,5 #i задних колес, кгс/см2 — 3,5
Допускается снижение давления воздуха до 1 кгс/см2, при этом максимальная скорость не должна превышать 15 км/ч.
Заправочные объемы, л, и рекомендуемые эксплуатационные материалы:
#i топливный бак основной — два по 165, дизельное топливо
Габаритные размеры
Источники информации
#i Краткий автомобильный справочник. Москва «ТРАНСПОРТ» 1982 Издание девятое.
Государственный Научно-Исследовательский Институт Автомобильного Транспорта НИИАТ.
Источник: http://www.airbase.ru/alpha/rus/k/kraz/255/b/1/
КрАЗ-255Б — легенда о «Лаптежнике»
Дмитрий ГЛАДКИЙ, фото из архива автора и ПАО «АвтоКрАЗ»
Этот грузовик по праву считается одним из лучших советских тяжелых внедорожников. Он же — один из символов Кременчугского автомобильного завода и одно из самых массовых его изделий. Речь о знаменитом «Лаптежнике» КрАЗ-255Б.
Один из первых серийных грузовиков КрАЗ-255Б в выставочной окраске.
Характерных «скворечников» на крыльях еще нет. Неотъемлемой чертой внешнего облика они станут с начала 1970-хПочти двадцать лет прошло с того момента, как КрАЗ-255Б был снят с производства. Но довольно большое количество этих грузовиков до сих пор в эксплуатации. А первые такие КрАЗы сошли с конвейера 45 лет назад.
Достойная смена
Необходимость замены довольно удачной для своего времени, но постепенно перестающей отвечать ряду требований модели КрАЗ-214Б назрела уже к середине 1960-х гг. К 1967 г. к серийному выпуску нового тяжелого полноприводного трехосного КрАЗа все было готово. Какие же изменения были внесены в конструкцию?Самым заметным внешним отличием стали лишь новые широкопрофильные шины.
Однако большинство изменений было скрыто внутри. На смену двухтактному шестицилиндровому рядному дизелю пришел V-образный четырехтактный восьмицилиндровый двигатель ЯМЗ-238. Новый мотор был мощнее и экономичнее.Вот лишь некоторые данные — максимальная скорость выросла с 55 до 70 км/час, а расход топлива упал со 120 до 70 л/100 км.
Кроме этого, при сравнительно одинаковой снаряженной массе грузоподъемность КрАЗ-255Б была увеличена на полтонны.Возросли и параметры проходимости. Главную роль здесь сыграли те самые «лапти», давшие грузовику прозвище, — широкопрофильные шины переменного давления модели ВИ-3 размерностью 1300х530–533.
Именно благодаря специфическому внешнему виду этих шин внедорожник КрАЗ-255Б и вошел в историю под именем «Лаптежник».Но на одной лишь ширине резины и рисунке протектора «колесные инновации» не закончились. На 255-й модели впервые в истории автомобилей КрАЗ была применена централизованная система регулирования давления в шинах, управляемая с рабочего места водителя.
При необходимости, например, при движении по снегу и другим слабонесущим грунтам, водитель мог в течение нескольких минут снизить давление в шинах — с 3,8 до 1,0 атм. При снижении давления шины на опорную поверхность пятно контакта увеличивалось почти на 70%. В результате удельное давление колеса на грунт уменьшалось, а проходимость автомобиля увеличивалась.
Собственно, в этом и есть смысл системы централизованного регулирования давления.Спустя 12 лет после начала серийного производства на «Лаптежнике» будет внедрена и двухконтурная тормозная система.
Первый «собрат» у бортового грузовика появился в тот же год начала серийного производства. Речь о седельном тягаче КрАЗ-255В. При максимальной нагрузке на седло 8 т тягач мог буксировать полуприцепы полной массой до 26 т. Прежде всего, это трейлеры для перевозки гусеничной техники.
Однако большое количество седельных тягачей КрАЗ уходило в войска, где они буксировали полуприцепы со специальным оборудованием, а также ракетным вооружением.«Трио Лаптежников» окончательно сформировалось в мае 1969 г., когда с конвейера стал сходить лесовоз КрАЗ-255Л.
На тот момент КрАЗ-255 был единственным полноприводным автомобилем Кременчугского автозавода, предназначенным исключительно для народного хозяйства. В составе с прицепом-роспуском ТМЗ‑803 производства Тавдинского машзавода лесовоз КрАЗ‑255Л мог перевозить до 40 м куб. леса-кругляка.
В незагруженном состоянии прицеп-роспуск перевозился в сложенном состоянии непосредственно на тягаче.
Седельный тягач КрАЗ-255ВЛесовоз КРАЗ-255Л был представлен в 1969 г.
Пожарный автомобиль ПАК-40 (255Б) 16650ПМ — это катер БМК-Т и его транспортер, переоборудованные на Торжокском ПО «Противопожарная техника»В 1969 г.
была создана еще одна любопытная модификация — северное исполнение, которому присвоили индекс КрАЗ-255БС. В серию эта машина не пошла, но одна из ее черт перешла на все последующие «Лаптежники». Речь здесь ни о чем ином, как о специальных надставках передних крыльев, в которых были спрятаны фары головного света.
Надставки имели простую коробчатую форму, а на заводе их прозвали «скворечниками».Почему «скворечниками»? Своими пустыми глазницами без оптики эти ящички и в самом деле напоминали «птичьи домики». Сегодня именно образ «Лаптежника» со «скворечниками» является каноническим.
Самые первые КрАЗы-255Б с фарами и решеткой радиатора в стиле 214-й модели уже почти никто не помнит. А ведь если бы не экспериментальная северная версия, вполне возможно, что внешность не только «Лаптежников», но и всех КрАЗов 1970-х–1980-х гг. не получила бы одного из самых своих характерных элементов.
После «скворечников» на крыльях были установлены габаритные указатели в виде пружинного штыря с черным пластмассовым шариком на конце. Их называли «усами». При габаритах «Лаптежника» они помогали при маневрировании. После того, как на КрАЗ-255Б, КрАЗ-255В и КрАЗ-255Л стали устанавливать два широких прямоугольных зеркала заднего вида, классический образ «Лаптежника» был окончательно сформирован.
Армейская служба
Не секрет, что «Лаптежник» создавался, прежде всего, для нужд Министерства обороны. Как это ни странно, но систем вооружений на шасси КрАЗ-255Б Советская Армия, можно сказать, не устанавливала. Зато «Лаптежник» стал, пожалуй, главным базовым грузовиком инженерных войск.
Каждая военная инженерная спецмашина, созданная на шасси КрАЗ-255Б, заслуживает отдельного рассказа. Опыт их применения был накоплен немалый. Один только понтонно-мостовой парк ПМП и его более поздний вариант ПМП-М чего стоят! В свое время эта система была лучшей в мире в своем классе.
Этот парк состоял на вооружении стран участниц Варшавского договора. Но не только их! Понтонно-мостовой парк ПМП покупали даже «проклятые капиталисты». До сих пор ПМП служит, например, в вооруженных силах Финляндии. Не менее удачными инженерными спецмашинами были тяжелый механизированный мост ТММ, общевойсковой экскаватор ЭОВ-4421.
Экскаватор ЭОВ-4421 до сих пор используют не только инженерные войска стран СНГ, но миротворческие силы ООНРадиолокационный дальномер ПРВ-16Б, принадлежавший силам ПВО ЧехословакииРечное звено понтонно-мостового парка ПМП Вооруженных сил Финляндии
Береговое звено понтонно-мостового парка ПМП-М.
Этот экземпляр служит в республиканском отряде специального назначения (РОСН) МЧС БеларусиТакже на базе «Лаптежника» были созданы топливозаправщики и уникальная аэродромная установка проверки гидросистем сверхтяжелых транспортных самолетов.
Силы противовоздушной обороны использовали радиолокационные дальномеры, смонтированные на шасси КрАЗ-255Б. Седельные тягачи КрАЗ-255В трудились в ракетных войсках стратегического назначения, буксировали полуприцепы с ракетами ПВО.Армии братских Советскому Союзу стран пошли еще дальше и строили на основе КрАЗ-255Б суррогатные бронетранспортеры.
Так поступала, например, Ангола. В Республике Куба на шасси КрАЗ-255 создали самоходную артиллерийскую гаубицу с оригинальной бронированной кабиной. Северная Корея удлиняла раму «Лаптежникам» и на эту базу устанавливала пусковую установку зенитно-ракетного комплекса «Печора-2».
Иностранная карьера
Отдельного рассказа заслуживает не только военная, но и зарубежная карьера «Лаптежника». Именно интересу со стороны зарубежных заказчиков в конце 1960-х КрАЗ-255Б обязан появившимся «разнообразием» цветовой палитры.Дело в том, что поначалу серийный (выставочные не в счет) «Лаптежник» мог быть любого цвета, при условии, что этот цвет — защитный хаки.
Но усилия В/О «Автоэкспорт» по продвижению грузовика на рынки «жарких» стран не прошли даром. Южный заказчик требовал соответствующий пустынный песочный колер. В итоге «Автоэкспорт» закупил где-то за границей большое количество песочной краски и с тех пор, начиная с модификаций КрАЗ‑255БЭ/БТ, все «Лаптежники» в экспортно-тропическом исполнении стали краситься в песочный цвет.
Множество фан-траков на базе КрАЗ-255Б создано в Германии. Один из них успешно используют в качестве свадебногоВ Венгрии на шасси КрАЗ-255Б установили фюзеляж от «кукурузника» Ан-2.
Результатом стал эффектный шоу-стоппер для различных технических фестивалейВ 1980-х шведская фирма Bro AB по заказу «Совинтеравтосервиса» построила несколько эвакуаторовОдин из частных польских эвакуаторов, созданных «народными умельцами»Самосвалы на базе КрАЗ-255Б сам завод не изготавливал, но число «конверсий» не так уж и мало.
Этот экземпляр работает в Польше
Шоу-трак KRAZy Crocodile, построенный непосредственно заводом КрАЗОфициально «Лаптежники» поставлялись на рынки более 50 государств всех континентов, за исключением Австралии и Антарктиды. Много этих вездеходов в зарубежных странах на ходу и сегодня. Особенно их присутствие ощущается в Польше и Германии.
После списания с военной службы немало этих автомобилей попало в частные руки. В Польше очень много этих грузовиков было переоборудовано в эвакуаторы, а в Германии построили немало фан-траков, которые участвуют в автошоу, возят туристов в горах и даже используются в качестве флагманских автомобилей свадебных кортежей.
Цифра в истории
До развала СССР Кременчугский автомобильный завод изготовил и поставил в Советскую Армию, страны Варшавского Договора, а также в армии других государств мира почти 82 000 армейских автомобилей КрАЗ-255Б/Б1.Рекордным был 1981 г., когда КрАЗ Министерству Обороны и на экспорт отгрузил 5 591 автомобиль КрАЗ-255Б1.
Всего Кременчугским автомобильным заводом было изготовлено 197 155 машин этого семейства. После того, как Советский союз прекратил свое существование, «Лаптежник» оставался на конвейере еще два года. С производства эти автомобили КрАЗ снял по собственной инициативе в 1993 г.
, окончательно освободив дорогу вездеходам нового поколения.
Если взять общее количество изготовленных автомобилей семейства КрАЗ-255Б, то эта цифра составит почти четверть от всего объема всех КрАЗов, выпущенных в Кременчуге в советский период.
«Лаптежник» — это один из самых удачных КрАЗов всех времен и по праву считается одним из символов завода и, по сути, является олицетворением Кременчугской марки.
Источник: http://mirtransporta.ru/fun/882-kraz-255b-legenda-o-laptezhnike.html
Грузовик Russian KrAZ-255B
Доброго времени суток, уважаемые пользователи проекта МоделистЪ — Путь к Мастерству.
С вами снова на связи Дмитрий Игнатычев — ваш проводник мире масштабного моделирования!
На сей раз я решил обратить свой взор на модель грузовика — вездехода, который известен практически каждому жителю бывшего СССР. Один вид этого трудяги внушает уважение. Не говоря уже о его возможностях по транспортировке грузов в труднодоступной пересеченной местности.
Я помню, как еще в детстве, у нас на Северном Сахалине ездил на нем с отцом по тайге. Почему то мне врезалась в память его деревянная кабина. И огромные, для меня тогдашнего, колеса.
Итак….
Я представляю вашему вниманию обзор коробки модели Краз-255 от Хобби Босс в масштабе 1/35.
Грузовик Russian KrAZ-255B: 85506: 1/35: Hobby Boss: Коробка с моделью |
КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
КрАЗ-255Б (народные прозвища: «лаптёжник», «лапотник», «лапоть», «луноход») — советский и украинский тяжёлый грузовой автомобиль-вездеход с колёсной формулой 6×6, выпускавшийся серийно Кременчугским автомобильным заводом с 1967 по 1994 годы.
Создан на основе КрАЗ-214Б, от которого унаследована общая компоновка. Среди основных отличий — более мощный и экономичный мотор ЯМЗ-238 и широкопрофильные шины с системой централизованного регулирования давления.
Предназначен для транспортировки грузов и личного состава по дорогам и бездорожью.
Грузовик Russian KrAZ-255B: 85506: 1/35: Hobby Boss: Тяжеловоз из Кременчуга |
Описание конструкции Кабина трёхместная, с деревянным каркасом и металлической обшивкой. Все автомобили семейства КрАЗ-255 оснащены дизельным V-образным 8-цилиндровым двигателем ЯМЗ-238. Двигатель имеет по два клапана на каждый цилиндр. Максимальная мощность двигателя — 240 л. с.
при 2100 об/мин, максимальный крутящий момент — 90 кгс·м при 1500 об/мин. Степень сжатия — 16,5. Рабочий объём — 14,86 л. Сцепление ЯМЗ-238, фрикционного типа, двухдисковое, сухое, с цилиндрическими нажимными пружинами.
Коробка передач — ЯМЗ-236Н, механическая, с неподвижными осями валов, шестернями постоянного зацепления (кроме шестерён I передачи и заднего хода), трёхходовая, пятиступенчатая, с синхронизаторами на II—III и IV—V передачах.
Раздаточная коробка — механическая, двухступенчатая с межосевым дифференциалом для задней тележки; включает коробку отбора мощности на лебёдку или дополнительное оборудование. Карданная передача состоит из пяти карданных валов и промежуточной опоры. Все валы открытого типа.
Все три моста — ведущие и унифицированные по основным деталям. Каждый мост имеет двухступенчатый редуктор и полностью разгруженные полуоси.
Передний мост имеет шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы) для передачи крутящего момента на ведущие колёса во время поворота.
Средний мост отличается от остальных наличием обработанной площадки для установки промежуточной опоры карданного вала заднего моста.
Подвеска: передняя — на двух продольных полуэллиптических рессорах с двумя амортизаторами. Амортизаторы гидравлические, телескопические, двустороннего действия. задняя — балансирного типа на двух продольных полуэллиптических рессорах с шестью реактивными штангами.
Рулевой механизм — типа гайки-рейки с перекатывающимися шариками и зубчатым сектором. Имеется гидроусилитель поршневого типа. Тормоза — барабанные, с пневматическим приводом; имеется вспомогательный моторный тормоз-замедлитель компрессионного типа с пневмоприводом.
Стояночный тормоз — барабанный на трансмиссию с механическим приводом. Дополнительное оборудование: предпусковой подогреватель двигателя. централизованная система регулирования давления воздуха в шинах (КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В). лебёдка (КрАЗ-255Б и КрАЗ-255Л).
С 1979 года выпускалась модернизированная версия — КрАЗ-255Б1, которая имела раздельный привод тормозов и другие незначительные конструкционные изменения. С 1969 года был изменен дизайн передней светотехники: фары и поворотники устанавливались в прямоугольные металлические короба.
У КрАЗ-214 и 255Б до 1969 года устанавливались фары с индивидуальным обтекаемым корпусом, отдельно от указателей поворотов каплевидной формы.
Шины 1300×530-533. Запас хода 750 км. Аккумулятор 6СТ-182ЭМ (2 шт.). Радиус поворота 14,2 м. Преодолеваемый подъем 58 %. Глубина брода 1 м.
Грузовик Russian KrAZ-255B: 85506: 1/35: Hobby Boss: Тяжеловоз из Кременчуга |
Модификации
КрАЗ-255Б (1967) — базовый автомобиль с платформой, или шасси без платформы. Предназначен для перевозки грузов и буксировки прицепов по дорогам I и II категорий, грунтовым дорогам и местности.
Шасси этого автомобиля широко используется некоторыми предприятиями для монтажа автокранов, экскаваторов, бурильных установок, цементировочных агрегатов, сваезабивочных машин и многих других видов техники.
КрАЗ-255Б1 (1979) — модификация с раздельным (двухконтурным) приводом тормозов.
КрАЗ-255В — седельный тягач, предназначенный для буксировки полуприцепов общей массой до 18 т по всем видам дорог и 26 т по дорогам с твёрдым покрытием. Для сцепки с полуприцепом автомобиль оборудован седельно-сцепным устройством.
КрАЗ-255Д — тягач для работы с активным полуприцепом ММЗ-881.
КрАЗ-255Л — лесовоз с прицепом-роспуском ТМЗ-803К.
Грузовик Russian KrAZ-255B: 85506: 1/35: Hobby Boss: Тяжеловоз из Кременчуга |
Применение
КрАЗ-255 состоял на вооружении в СССР как отдельно, так и в качестве шасси под спецоборудование.
На шасси КрАЗ-255Б базировалось в том числе и следующее оборудование: понтонный парк ПМП / ПМП-М, тяжелый механизированный мост ТММ-3, экскаватор Э-305БВ, гидравлический экскаватор ЭОВ-4421, автоцистерна АЦ-8,7. Автомобиль применяется и в народном хозяйстве: лесовозы, тягачи в автопарках и на аэродромах,
в нефтегазовой промышленности.
Информация взята с сайта Википедия
Грузовик Russian KrAZ-255B: 85506: 1/35: Hobby Boss: Фильм о прототипе |
ЧТО ВНУТРИ КОРОБКИ?
Комплект пластиковых деталей для сборки 1 модели. Длина 24 см., ширина 8 см. Проработанные поверхности с конструктивными особенностями.
Детализированный интерьер кабины с сиденьями, элементами управления, внутренняя обшивка дверей выполнена отдельными деталями.
Высокодетализированный двигатель. Сборная несущая рама, подробно проработанные подвеска с листовыми рессорами, тягами устойчивости и амортизаторами, трансмиссия с детализированными мостами, карданными валами, выхлопная система выполнена отдельной деталью. Проработанные колёсные диски, покрышки из резиноподобного пластика с проработанным рисунком протектора.
Детали из прозрачного пластика для выполненного отдельными деталями остекления кабины, фар, габаритных огней. Фототравлёные детали для проработки двигателя и радиатора, различных креплений и фиксаторов. Зеркала заднего вида, дворники, внешние и внутренние ручки дверей, ручки стеклоподъёмников, лебёдка, инструментальный ящик, запаска и другие подробности.
Декаль для панели приборов и номерным знаком.
Более 510 деталей.
ИНСТРУКЦИЯ ПО СБОРКЕ
Грузовик Russian KrAZ-255B: 85506: 1/35: Hobby Boss: Инструкция по сборке и окраске |
СОДЕРЖИМОЕ КОРОБКИ
Грузовик Russian KrAZ-255B: 85506: 1/35: Hobby Boss: Полное содержимое коробки |
ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ
ВИДЕООБЗОР
Грузовик Russian KrAZ-255B: 85506: 1/35: Hobby Boss: Видеообзор |
ОБЗОР ГОТОВОЙ МОДЕЛИ
Грузовик Russian KrAZ-255B: 85506: 1/35: Hobby Boss: Обзор готовой модели |
ВЫВОДЫ:
Сразу скажу, что данная модель, как и её прототип, вызывает уважение. Она его вполне достойна. Огромное количество деталей. Высочайшая степень конструктивных подробностей.
О стыкуемости и литье говорить даже не стоит. Фирма Хобби Босс является признанным лидером на рынке сборных масштабных моделей, и постоянно совершенствует свою продукцию.
Эта модель доставит большое удовольствие в сборке профессиональным моделистам. Тут есть где разогнаться. Хорошая степень проработки трансмиссии и двигателя. Наличие фототравленых деталей позволит еще сильнее приблизить модель к реальности.
ОЦЕНКА: 5
Тут решительно не может быть никаких споров. Данная модель заслуживает высочайшей оценки — 5 моего личного рейтинга. Я думаю она понравится не только моделистам со стажем. Но новичкам.
На сегодня всё!
Удачи вам!
И прекрасных моделей!
Источник: http://globaltao.com/obzory-korobok/gruzovik-russian-kraz-255b-85506-135-hobby-boss.html
Среди советских внедорожных грузовиков КрАЗ 255 занимает особое место
Седельный тягач КрАЗ 255 – могучий трёхосный грузовик-вездеход защитного оттенка со строгим аскетичным обликом, серийно производившийся Кременчугским автозаводом с 1965 по 1994 гг, в свое время был лидером в комплексном рейтинге технической эстетики, функциональности и надежности.
В те годы и армия, и народнохозяйственные объекты нуждались в тяжёлых трёхосных автомобилях высокой проходимости для транспортирования грузов и военнослужащих как по дорогам І и ІІ типа, так и по бездорожью.
Эти грузовики предназначались главным образом для эксплуатации в условиях сложных дорожных факторов: в Северных регионах, Сибири, Тайге.
В истории этого тягача предостаточно сложных испытаний: служба в жестких военных условиях, миротворческие функции, ликвидирование ЧП, ему не было равных при использовании в экстремальных суровых климатических показателях. Не вызывает удивления, что на данную марку грузовика припадает 25% от общего числа произведенной техники КрАЗ на автозаводе в тот период.
КрАЗ 255 стал базовым для целого семейства автомобилей
На базе техники КрАЗ 255 производились:
- модернизированная версия тягача КрАЗ 255Б1 – модель с разрозненной (2-контурной) передачей тормозов, выпуск осуществлялся в 1979-1989 гг.
- седельный буксир КрАЗ-255В для буксирования полуприцепов весом до 18 т по дорогам любой категории и до 26 т по асфальтированным (для прочного сцепления с полуприцепом тягач оснащался седельно-сцепным механизмом), массовый выпуск налажен с 1967 г
- грузовик КрАЗ-255Д для осуществления буксировки с использованием активационного полуприцепа с ведущими колесами (опытный образец)
- лесовоз КрАЗ-255Л с прицепом-роспуском, который соединялся с КрАЗом специальным тягово-сцепным механизмом, передающим тяговое действие, и непосредственно грузом, утяжеляющим машину долей своего веса; выпускался с 1969 года
Наиболее любопытны боевые прообразы данного авто.
С использованием шасси на базе КрАЗ 255 была оснащена такая техника, как ракетная артиллерия БМ-28, понтонная машина ПМП-М, мостоформовщик, спецэкскаватор Э-305БВ, гидравлический экскаватор ЭОВ-4421, тяжеловесный механизированный мост, автоцистерна АЦ-8,7, автокран, бурильное оборудование, цементировочная машина, сваезабивочный агрегат.
КрАЗы данной марки активно эксплуатировались для буксирования мощных ракетных комплексов. Нередко их оборудовали стандартными самосвальными кузовами. Благодаря повышенным тягово-сцепным качествам КрАЗы и сегодня применяют в виде аэродромных тягачей – они замечательно справляются с буксированием 100-тонных суден.
Превосходная проходимость, неприхотливость, ремонтопригодность и цена обусловили высокий спрос на КрАЗ 255 в Азиатских и Африканских странах – около 85% машин экспортировалось. С целью повышения уровня проходимости использовались постоянный полный привод, небольшие свесы, одноколесная ошиновка, устройство регулировки компрессии в шинах.
Необходимость модернизации была очевидна
Его родоначальником стал КрАЗ-214Б, который наделил обновленный вариант общими характерными особенностями компоновки. Из существенных модернизаций следует выделить:
- обновленный корпус военно-спартанской кабины с прямой облицовочной панелью
- выровненный утилитарный капот и оперение
- бездисковые колеса (количество 6+1) с диаметром обода 440-530 мм крепятся при помощи 6 болтовых соединений и прижимов
- шины с увеличенным профилем и централизованным переменным давлением размером 1300х530…533 мм, модель ВИ-3, ВИД-201 с возможностью регулировки давления воздуха от 1 до 3,5 кгс/см, что позволяет свободно передвигаться по глубокому снегу, песчаным и заболоченным участкам и уменьшает уровень давления на почву
- снижена масса автомобиля до 11950 кг, увеличен скоростной режим до 71 км/ч, притом он остается неизменным и при максимально загруженном прицепе в 10 т
- уменьшен расход топлива КрАЗ 255 до 38 л на 100 км при имеющемся объеме бака 2∙165 л = 330 л
- оптимизированный вес прицепа в процессе буксировки составляет 50 т (езда по твердому полотну) и 20 т (по полю)
- современный V-образный (под прямым углом), восьмицилиндровый двигатель серии ЯМЗ-238 с большей мощностью (176 кВт или 240 лошадиных сил на 2100 об/мин) и экономичностью – кроме повышенных тягово-динамических характеристик почти вдвое уменьшилось расходование топлива
Среди основных параметров: уровень сжатия 16,5; ТНВД – 8-секционный, золотниковый, с топливонагнетающим компрессором, закрытые распылители, фильтрование воздушное сухое с меняющимся фильтровальным компонентом и сигнализатором засорения. Дополнительно на двигателе имеется предпусковой подогреватель марки ПЖД-44МБУ с уровнем производительности тепла в 32000 ккал/ч.
Конструктивные особенности автомобиля
Сам по себе грузовик выглядит крайне беспритязательным. 3-хместная деревянная кабина КрАЗ-255 оббита стальной обшивкой, размещается она за мотором. Панель приборов чрезвычайно упрощенная с небольшим количеством примитивных механизмов. С 1969 г.
конструкторы изменили облик, конструкцию и запчасти передней системы освещения: фонари и поворотники стали монтировать в стальные корпуса прямоугольной формы (до этого КрАЗ-255Б обособленно оснащался фонарями с отдельным обтекаемым коробом, а индикаторы поворотов имели каплевидный вид).
Кабину оснастили отопительной системой, стеклоомывателем и обогревателем панорамного стекла, обновленным сиденьем с пружинистой подвеской, гидроамортизатором и комплексом дополнительных регулировок, а также съёмным спальным ложем.
Водительское кресло сделали подрессоренным, в нем предусматриваются регулировки в зависимости от массы и роста водителя. Кузов представляет собой металлический грузовой помост с открывающимся в задней части решетчатым бортом, откидными сиденьями по бокам, арками и тентом.
Конструкторы долю внимания уделили удобству и простоте эксплуатации грузовика. На смену пневматического усилителя руля пришел гидравлический.
Рулевое управление КрАЗа имеет винтовую форму гайки-рейки с перемещающимися шариками, которые пребывают в зацеплении с участком зубчатого типа, а также дополнительно оснащено поршневым гидроусилителем, который влияет на фронтальную тягу руля и включает в себя усиленный цилиндр и распределитель. Рулевое устройство имеет передаточное соотношение на уровне 23,6. Компрессия масла в усилительном механизме доходит до 70 кгс/см2.
Удобства управлению грузовиком добавляют дополнительно установленные в кабине рычаги: КПП, ручного тормоза, раздаточной передачи, осевого дифференциала, передней оси и лебёдочного механизма.
Для выполнения дополнительных операций и самовытаскивания самосвал КрАЗ 255 за водительской кабиной оснащен барабанной лебёдкой с червячным редуктором, предохранителем навивания троса, ленточной тормозной системой, предохранителем от перегруза.
Ее привод работает за счет карданного вала от механизма отбора мощности.
Наибольшее усилие, развиваемое лебедкой, составляет 8…12 тс, номинальная величина троса 55 м, его окружность 2,2 см, допустимое отклонение лебедки от фронтальной оси тягача при ходе вперед 3 м, назад – 4,5 м. Лебедка имеет специальный механизм для продольной подачи троса и подъемные балки.
Тяжелый грузовик-вездеход поражал своими возможностями
Но преимущества этого тягача состоят отнюдь не в удобном салоне. Его дорожная формула 6х6 означает наличие трех ведущих мостов. Технические характеристики, которыми наделен автомобиль КрАЗ 255, производят серьезное впечатление, помимо собственного веса он дополнительно может перевозить прицеп массой около 10 т практически без потери своих эксплуатационных параметров.
Достаточный интерес представляют ТТХ конструкции трансмиссии КрАЗ-255Б. Сцепление автомобилей данного семейства – фрикционное, 2-дисковое, сухое, с цилиндровыми пружинами. Механическая, 3-ходовая, 5-ступенчатая КПП имеет марку ЯМЗ-236Н, оснащена синхронизаторами на 2-3 и 4-5 передачах, фиксированными осями валов, шестернями непрерывного зацепления (помимо 1 и задней передачи).
Механическая, 2-ступенчатая раздаточная коробка имеет межосевой дифференциал блокировки средней и задней оси; управляет механизмом отбора мощности на специализированное оборудование. Привод раздатки осуществляется синхронизатором.
Тягач КрАЗ 255 имеет карданную передачу, состоящую из 5-ти карданов открытого типа и промежуточной стойки. Каждый мост является ведущим и специализирован для конкретных узлов. Задние оси с главным приводом не проходные. Все они управляются отдельным карданом.
Мосты оснащены 2-ступенчатым преобразователем и имеют разбалластованные полуоси. Передняя ось сверх того оборудована шарнирами одинаковых угловых скоростей для переноса крутящего момента на колёса в процессе поворачивания.
Центральный мост выделяется среди двух других площадкой для монтажа вспомогательной стойки кардана задней оси.
Схема обновленной передней подвески КрАЗ 255 имеет пару осевых полуэллиптических рессор и телескопических 2-сторонних гидроамортизаторов. Задняя балансирная подвеска устанавливается на 2-х осевых полуэллиптических рессорах и 6-ти реактивных металлических штангах.
Технические характеристики тормозной системы КрАЗ 255Б обуславливают ее высокую надежность и безотказность. Барабанные тормоза имеют 2-контурную пневматическую передачу (1-й – на переднюю и среднюю, 2-й – на заднюю ось). Разжимание осуществляется кулачковым устройством с использованием цилиндров.
Стояночная тормозная система является барабанно-трансмиссионной, с механической передачей, монтируется на выходном валу раздатки и управляет задней осью. Добавочный компрессионный тормоз-замедлитель представляет собой элемент общего тормозного механизма, оборудованный пневматическим приводом.
Управление тормозами прицепа имеет комбинированное действие (1- и 2-проводное).
Габариты КрАЗ 255 составляют по ширине 2,75 м, по длине 8,645 м, по высоте 2,94 м, уровень дорожного просвета равен 0,36 м, поворотный радиус – 14,2 м. Запас движения в результате единичной заправки с полностью загруженным шоссе (при отсутствии прицепа) – 1000 км. Форсированные преграды: максимальный угол подъема составляет 58°, а уровень брода с твердой поверхностью дна – 1 м.
Великая военных и рабочих подвигов история и необыкновенно долгая жизнь – 25 лет на конвейере и почти 50 лет в строю – таким предстал перед всеми КрАЗ 255Б. По личным побуждениям самого завода в 1993 году было приостановлено производство данной модели тягача, не смотря на то, что заказов на него было предостаточно.
За четверть столетия Кременчугский автозавод обеспечил в Советскую Армию, европейские государства и другие страны мира 82 тысячами военных вездеходов марки КрАЗ 255Б1. С годами не обветшала эта техника.
Кременчугский тягач продолжает безустанно служить в армии и народнохозяйственной сфере, и еще многие годы будет находиться в строю.
Источник: https://promplace.ru/gruzovye-avtomobili-staty-i-obzory/kraz-255-1318.htm